Верховой настрой на хариуса схема
Рыбалка на Байкале
Немного техники . чуть-чуть
Снасть.
Грузовой настрой. Классика.
Почему – именно грузовой? Может быть – предпочитаем исторически: изначально ловили на грузовой и лишь позднее стали пробовать верховой и кораблик. Может – из-за «мыра». Мыр (в старо-рыбацкой терминологии: нырять = мырять) – нырок грузового наплава при поклевке. Говорят: «Красивый мыр ухи стоит!» Может – немножко гордость (снобизм?): мол, одну-единственную муху можем ТАААК подобрать, что хариус на нее «в очередь встает». Может – дальность и красота заброса: верховой так далеко – «за горизонт!» – не кинуть.
И путались первые верховые гораздо чаще (хотя верховой настрой эволюционировал гораздо сильнее грузового). Кораблик же всегда был – ну, полупромысловым, что ли, не столь спортивным. Хотя, мы понимаем: на вкус и цвет – товарищей нет. Есть мастера ловли на верховой настрой, есть асы кораблика, базару – нет. Но! Но.
Итак, грузовая снасть. в направлении «от спиннинга к мухе».
-
Спиннинг 40-100 на тесте (не от слова “тесто” ), 3 м длины – почти идеально. Идеально: 50-100 «на тесте», 2,7 м длины. Снасть универсальна, позволяет делать забросы за 50 м (вроде бы – под 70 – судя по смотанной леске, но «научных» замеров не проводили). Идеальным раньше считал 2-ухколенный 3 м Brown 40-100g на тесте, но еще лучше (надежнее, несравненно удобнее при перевозке) оказался 4-коленный 2,7 м Shimano BeastMaster BX 270XH – заводской код (item code): SBMBX27XH4. Недоверие к большому числу колен (много сочленений) пропало – осталось уважение к продуманности и надежности данного спиннинга. Единственный незначительный минус – отсутствие скобочки для прицепливания мушки: при переходе с места на место приходится цеплять мушку за боковые упоры пропускных колец – чуток неудобно. Остальное – идеально! Хотя сейчас очень популярны и другие варианты, но о них – ниже.
Катушка (безинерционная, ясен пень) – «поддерживающая» толщину лески 0,4.
- небезвредный – для «узловых» соединений – раз,
- ведущий к запутыванию настроя – два,
- ну и облом на излете мощного заброса – это просто пОшло – три.
Стопор – регулирующий глубину, т.е. глубину погружения мухи. Состоит из 2 частей: нитки, обмотанной на много оборотов (10-20 – зависит от толщины и прочности нити) вокруг основной лески (называется «стопор»), и бусинки, свободно скользящей между ниткой и поплавком. Поплавок спиннингового грузового настроя верно называется наплавом (размер, более точная балансировка, выверенные размеры – он заметно сложнее обычного поплавка). Смысл такой конструкции в том, чтобы можно было ставить любую глубину настроя, не усложняя заброса. А именно – тонкий нитчатый стопор при большой глубине настроя – заматывается прямо на катушку и при забросе (а также вытягивании), почти свободно проходит сквозь кольца спиннинга. А уже бусинка, доскользив до стопора, останавливается и останавливает скольжение наплава по леске – на заданной глубине настроя.
- чутко передавать малейшие касания хариуса,
- в то же время наплав не должно захлестывать на волне – иначе будет очень трудно идентифицировать поклевку.
- Простая связка:
- нужен заброс на 70м (ооочень дальний) – нужен настрой весом 30-50 г, соответственно – более крупный наплав (в настоящее время из того, что выложено на прилавки – мы бы охарактеризовали как “средний”) – чуткость вполне приемлима.
- Нужна высочайшая чуткость – всё должно быть легче и тоньше, вес настроя можно снижать чуть ли не до 15 грамм, наплав – меньше и более легкий. дальность заброса снизится, но – это не всегда существенно. Чуткость наплава достигается в первую голову – балансом (сочетанием веса настроя и плавучести наплава) с грузовым настроем, у уже во вторую – собственно весом настроя.
Ниже наплава – верхний карабин. К верху карабина крепится основная леска, к низу – собственно, грузовой настрой.
Грузовой настрой: обычно 8-13 постепенно уменьшающихся дробин (грузил) на постепенно убывающих расстояниях. Правильно сбалансированный настрой не путается при забросе (ну, точнее – редко путается). Неправильно сбалансированный – это сплошной геморрой. Дробины бывают разрезанные или со сквозным отверстием. Настрой из резаных – не берите – это один непрерывный геморр – ВСЕГДА! Через отверстия в грузилах леска должна быть продернута дважды, так называемый – мёртвый настрой. К сожалению мёртвых настроев на рынке или в магазинах мы не встречали. Рекомендация – делать самим. Грузила с отверстиями продаются уже набранными, остается только сбалансировать по наплаву и, набравшись терпения, насадить на леску. Леска на настрое должна быть 0,35 – 0,4, желательно – чуть тоньше основной.
Маленький нижний карабин – к нему вяжется более тонкий поводок с мухой.
Поводок – толщина лески 0,25-0,3.
Альтернативная грузовая снасть – по Олегу Заславскому.
Спиннинг – 0,1-0,3 на тесте, общий вес грузового настроя
15 г, все соответственно – меньше и легче, поводок 0,16 (!). При том, что в 2007 году мы оборвали при вываживании около десятка поводков 0,25 и перешли на 0,3. Заброс – около 40 м. Сами авторы снасть не проверяли, поверить в нее «за глаза» – трудно, но источник достоверный.
Хотя подсечку таким мягким хлыстом я не представляю: хариус нуждается в молниеносной подсечке, а чтобы успеть засечь хариуса, нужно выбрать слабину основной лесы, стронуть обладающий немаленькой инерцией настрой . Все-таки тесты 5-20 и 10-30 – для блеснения, как мы (неоправданно) считали, а не для тяжелой хариусовой снасти. Кроме того, ветер и течение 2 очень часты на Байкале, и изгибаться основная леска (шнур) должна тем сильнее, чем легче настрой. Но – вот, люди ловят и ловят здорово!
Сделай сам
. или правильный «вяз» классической мормухи – «восьмерка». Для упёртых! Мы и сами такие.
-
Обычнейшим образом оборачиваем леску вокруг себя, но только дважды.