Узел встречная восьмерка
Узел восьмерка встречная
В довершение к восьмёрке ходовым концом и восьмёрке витком, расскажу ещё как вязать узел восьмёрка встречной верёвкой.
Сам по себе узел встречная восьмёрка (Figure 8 Follow-through) — это нечто среднее между восьмёркой витком (Figure 8 on a Bight) и восьмёркой ходовым концом (Figure 8 Knot), и позволяет получить тот же узел, но не использованием витка, а при помощи ходового конца.
Необходимость в этом возникает, преимущественно, тогда, когда вы хотите обвязать узел восьмёрка вокруг неразъёмных предметов (колец, проушин и т.д.). Также встречный узел восмёрка пригодится когда вы крепитесь к широким или очень высоким опорам, на которые нельзя накинуть петлю восьмёрки витком (деревьям, столбам, несущим балкам и т.д.). Ну и не стоит забывать о ввязывании конца верёвки в петли индивидуальных страховочных систем (ИСС) при прохождении скальных маршрутов, для чего встречный узел восьмёрка используется повсеместно.
Как вязать узел восьмёрка встречная
Ниже мы рассмотрим узел восьмёрка встречная на примере связывания двух разных верёвок одного диаметра. Для этой задачи узел более чем пригоден, и позволит вам легче проследить за движением встречной верёвки внутри узла. Тем же способом может вязаться и восьмёрка витком, где начнётся всё с той же простой восьмёрки ходовым концом. Разница лишь в том, что пропускаться через первичный узел будет уже не другая верёвка, а ходовой конец той же.
-
Создайте восьмёрку ходовым концом
Отмерьте необходимую длину верёвки от края и завяжите в желаемом месте узел восьмёрка ходовым концом. Если вы ещё не знаете как это сделать — читайте нашу публикацию. Не затягивайте узел слишком туго, т.к. свободное место внутри него вам ещё понадобится.
Вставьте верёвку в узел
Пропустите ходовой конец верёвки внутрь узла там где он выходил наружу.
Обогните коренной конец
Двигая ходовой конец параллельно верёвке выходящей из узла, обогните им коренной конец верёвки на другой стороне узла.
Пропустите конец сквозь первую петлю
Так же двигаясь параллельно первой верёвке, пропустите ходовой конец сквозь одну и петель узла восьмёрка.
Обнесите ходовой конец вокруг ходового конца узла восьмёрка как показано на фото ниже.
Пропустите конец сквозь вторую петлю
Пропустите ходовой конец сквозь вторую петлю, сохраняя параллельность верёвок внутри узла.
Выберите слабину и отрегулируйте
Выберите слабину верёвки внутри узла. Если вы вяжете узел восьмёрка встречная одной верёвкой, то на этом этапе ещё можно отрегулировать длину петли, если же двумя встречными верёвками — затяните узел, поочерёдно потянув за все четыре конца, выходящих из узла.
Узел восьмёрка встречная весьма надёжен, т.к. верёвка зажимается внутри узла и далее удерживается там силой трения. При этом критически важно, чтобы сдвоенная верёвка проходила внутри узла сугубо параллельно и без каких-либо перехлёстов. Иначе возможно снижение силы трения с последующим проскальзыванием верёвки или её пережиманием в месте перехлёста. В корректной встречной восьмёрке верёвки сугубо параллельны.
Для дополнительной надёжности свободные «хвосты» также можно застраховать контрольным просты узлом или половинкой грейпвайна.
Однажды MAD устал собирать полезную информацию о туризме, выживании и снаряжении в блокноты, записывать цитаты на бумажках, добавлять закладки в сети, и откладывать полезные статьи на потом . Вот тогда он и решил запустить SECRET SQUIRREL, на страницах которого Вы сейчас находитесь. Что из этого получилось – судить Вам
Узлы часть 1. Базовые узлы
Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.
Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.
Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.
Встречный проводник
Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.
Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.
Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.
Прямой
В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»
Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.
Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.
Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».
Стремя (выбленочный)
Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.
Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.
Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.
Завязывание стремени при помощи петель
Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.
Завязывание стремени одним концом
Узел на опоре будет иметь следующий вид:
Стремя в затянутом виде
Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.
Встречная восьмерка (фламандский узел)
Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.
Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.
Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.
Восьмёрка (фламандская петля)
Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.
Простой штык
Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.
Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.
Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.
Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).
Булинь
Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.
Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.
Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.
Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.
Прусик
Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.
Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.
Шкотовый и брамшкотовый
Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.
Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.
Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.
Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.
Академический
Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.
Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.
Следующая часть будет посвящена полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.
Встречный узел
Детально про встречный узел. Вариации, пошаговая инструкция, плюсы и минусы. Ответы на часто задаваемые вопросы.
Называют его так потому, что один конец верёвки как будто идёт навстречу другому.
Ещё встречный узел называется встречной восьмёркой, поскольку верно связанные верёвки образовывают именно такую цифру. Подобный узел вязался ещё очень давно. Раньше его применяли только моряки , но теперь он стал активно применяться на суше. Встречный узел практически универсален. Помогает соединять толстые тросы, тонкие верёвки, находит место среди туристических узлов. В конном спорте — для стремени. Рыболовы вяжут даже тончайшие рыболовные лески! А также им можно попросту связывать верёвки между собой, таким образом удлиняя их, немного некрасиво, но иногда очень полезно.
Подробнее про встречный узел
Выполнить несложно, просто развязать.
Если по профессии такие соединения применяет далеко не каждый человек, то вот туризмом увлекаются многие люди, им и будет полезно овладеть этой техникой, пригодится в жизни. Например, при походе, установке палатки, альпинистском подъёме возможность быстро сделать такое соединение безусловно очень полезна.
Этого мало: можно использовать и в быту, там уж способы применения ограничиваются исключительно вашей фантазией, разумеется, с практической полезностью.
Вариации встречной восьмерки
Из простейших, прочных соединений. Есть 2 варианта: классическая, двойная. Хотя та и другая выполняют одинаковую по смыслу задачу: просто связывают 2 конца верёвки вместе. Подробнее со схемами рассматриваются ниже.
Важно — некоторые путают восьмёрку с узлом-проводником. Они действительно похожи. Однако обычный, не встречный проводник, нужен не для того, чтобы соединять два элемента, а чтобы создавать точку крепления.
Классический
В классическом соединении конец одной из верёвок, соответственно названию, словно бы идёт другому навстречу, при этом подводится вниз под уже получившейся петлёй. Хорошо тем, что даже при намокании троса соединение не распустится, а для его растяжки нужно получше потянуть за один конец.
С одной стороны — надёжно, с другой — легко распутать.
Двойной
Основывается на обычном. Отличается повышенной прочностью, может использоваться как страховка, сидение.
Как вязать
Подготавливаются две верёвки (или троса, в общем, того, на чём будет делаться связывание), больше ничего, кроме небольших навыков (или изначально готовности следовать представленной инструкции) не потребуется.
Пошаговая инструкция и схема
Как правильно вяжется встречный узел?
Классический — так:
- на конце верёвки вяжется восьмёрка. Сперва сворачиваем петлю. В эту петлю снова просовываем верёвку, получается восьмёрка, основная часть;
- продеваем в эту восьмёрку другую, не задействованную ранее верёвку, вяжем восьмёрку уже на ней — получается две связанные;
- затягиваем верёвки. Всё!
Для наглядного понимания ниже предложена схема классического вязания троса.
Или ещё нагляднее и пошагово чуть по-другому.
У двойного соединение так же состоит из 2 петель, выполняется он так:
- сперва вяжем на верёвке восьмёрку, но длинной петлёй делая 2 двойные петли;
- пропускаем конец открытой петли под, над и вокруг узла;
- сильнее затягиваем трос.
Возможные проблемы и нюансы
Вязка основного варианта не должна вызывать трудностей. Когда же выполняется двойной, то необходимо тщательно контролировать, чтобы при завязывании не образовалось перехлёста верёвок. В двойном варианте отсутствуют контрольные узлы.
Часто задаваемые вопросы
Можно ли вязать мокрые, обледенелые верёвки?
Да. Надёжность сохранится.
Когда лучше использовать двойной вариант?
Например, в рыболовном деле, чтобы скреплять фидерные снасти, в лазании по скалам, альпинизме, чтобы гарантировать прочность и уравнять нагрузку на точки страховки.
Соединение не подходит, если верёвки разных диаметров! Как тогда быть?
Для этого есть связка Морковка.
Плюсы и минусы
Плюсов соединения значительно больше:
- легко вязать;
- хватит максимум нескольких тренировок, чтобы разобраться;
- не распускается само по себе.
- не получится вязать на одной верёвке;
- верёвки, где вяжется, должны быть примерно одинакового диаметра, иначе прочности не хватит.
Подведем итоги
Навыками вязания встречного узла несложно овладеть, а в их полезности вряд ли стоит сомневаться. Поэтому каждому человеку рекомендуется уделить этому немного свободного времени!