Узел который не развяжется
Узел который не развяжется
7. БЫСТРОРАЗВЯЗЫВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ
Развязывающийся простой узел (рис. 91). Этот узел неплохо служит простейшим стопором, который можно быстро отдать даже под натяжением троса. При рывке за ходовой конец он мгновенно развяжется. Его можно применять во всех случаях, когда нужно что-нибудь временно закрепить с таким расчетом, чтобы в любую минуту можно было освободить веревку.
Рис. 91. Развязывающийся простой узел
Развязывающаяся восьмерка (рис. 92). Если обыкновенную восьмерку (см. рис. 3) сделать с петлей, т. е. в последнюю ее петлю пропустить сложенный вдвое ходовой конец, то мы получим хороший быстроразвязывающийся стопор.
Рис. 92. Развязывающаяся восьмерка
Развязывающийся бегущий простой узел (рис. 93). Бегущий простой узел (см. рис. 82) можно легко превратить в быстроразвязывающийся, не изменяя его функцию, т.е. пользуясь им как бегущим, а не как быстро развязывающимся узлом.
Для этого в его петлю нужно ввести ходовой конец, сложенный вдвое. В этом случае он будет обладать сразу двумя свойствами – затягиваться и быстро развязываться, если дернуть за ходовой конец, торчащий из петли.
С помощью этого узла можно зачалить лодку за береговой пал таким образом, что при необходимости фалинь можно будет отдать, не выходя из лодки, дернув за ходовой конец, оставленный достаточно длинным. Это очень распространенный узел.
Во всяком случае, во всем мире именно им привязывают лошадей за уздечку к привязи. Чтобы узел случайно не развязался, конец уздечки просовывают в петлю (рис. 93. б).
Рис. 93. Развяазывающийся бегущий простой yзел
а — первый способ вязки; б — второй способ вязки
Рифовый узел (рис. 94). Свое название он получил от слова “риф-штерт” – небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым “брали рифы”, т. е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или к гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре.
На больших парусных судах с прямым вооружением рифы брали с помощью риф-сезней — плоских концов троса, которыми подвязывали верхнюю шкаторину паруса к риф-лееру. Риф-цггерты связывались с таким расчетом, чтобы в любую минуту в случае необходимости можно было их развязать или, как говорят моряки, “раздернуть”.
Для этой цели и применялся рифовый узел. Он очень схож с прямым узлом и вяжется способом, показанным на рис. 25, за исключением того, что при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается.
В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебедок, компасов и других приборов на верхнем ходовом открытом мостике.
Этот узел известен в обиходе под названием “узел с одним бантиком”. Он знаком всем, многие завязывают им шнурки на ботинках. В принципе это простой и полезный узел.
Рис. 94. Рифовый узел
Двойной рифовый узел (рис. 95). Иногда его называют фаловым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла.
В словаре Владимира Даля он именуется “петельным узлом” и “репейком (бантом)”. Нередко его называют и байтовым узлом. Вяжется он так же, как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязывают сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, веревки, бантов на шее и бантиков в волосах, а также на свертках и коробках.
Рис. 43. Двойной рифовый узел
Развязывающийся ткацкий узел (рис. 96). Отличный ткацкий узел – “родной брат” шкотовому узлу. Его можно улучшить, если ходовой конец троса пропустить под коренной сложенным вдвое. При этом он будет держать столь же надежно, но в любую минуту может быть развязан, даже под натяжением.
Рис. 96. Развязывающийся ткацкий узел
Калмыцкий узел (рис. 97). Он относится к числу практичных и надежных узлов. Его название говорит о том, как он появился в нашей стране. И хотя калмыцкие степи нс вызывают ассоциации с морем и кораблями, он издавна применяется на флоте. Зарубежные моряки его не знают, и, как это ни странно, он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом.
На рис. 97 дана принципиальная схема вязки калмыцкого узла, на которой показано лишь взаимное расположение концов троса относительно друг друга. На практике этот прекрасный узел вяжется почти мгновенно следующим образом.
Заведите ходовой конец троса за предмет и возьмите его, немного отступя от конца, сверху левой рукой большим пальцем к себе. Правой рукой наложите коренной конец поверх левого кулака, в котором уже зажат ходовой конец, и сделайте коренной частью троса полный оборот вокруг него.
Затем движением левой руки переместите коренной конец под коренную часть большой петли с одновременным обносом ходового конца вокруг этой же части троса и с последующим перехватом ходового конца пальцами левой руки.
После этого аккуратно протащите ходовой конец в виде петли через находящийся на кисти левой руки шлаг коренного конца (путем сбрасывания шлага) так, чтобы ходовой конец не распрямился, и коренным концом затяните узел.
Калмыцкий узел надежно держит и быстро развязывается, если дернуть за ходовой конец. Его применяют для временного крепления бросательного конца к огону швартова при подаче последнего с судна на причал.
Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошади в конюшне. Если в петлю калмыцкого узла пропустить ходовой конец, не сложенный вдвое, то узел не будет являться быстроразвязывающимся. В таком виде он называется казачьим узлом.
Рис. 97. Калмыцкий узел
Развязывающийся самозатягивающийся узел (рис. 98). Если в петлю этого узла пропустить ходовой конец, сложенный петлей, то узел по-прежнему будет сохранять свое главное свойство, но при желании может быть быстро развязан. Для этого нужно лишь потянуть ходовой конец.
Рис. 98. Развязывающийся самозатягивающийся узел
Шлюпочный узел (рис. 99). Применяется при буксировке шлюпок и во время их стоянки под выстрелом у борта корабля только в тех случаях, когда в них находятся люди.
Сначала ходовой конец фалиня пропускают в носовой шлюпочный рым, потом — под первую банку, далее обносят сверху вокруг второй банки, выводят конец над тросом и вновь ведут под банкой, затем конец фалиня складывают в виде петли и заводят под шлаг, сделанный сверху банки. Шлюпочный узел легко развязывается, если потянуть за ходовой конец фалиня, лежащий на банке.
Рис. 99. Шлюпочный узел
Мельничный узел (рис. 100). Среди множества хитроумных узлов для завязывания мешков этот узел считается одним из наиболее распространенных. В принципе это та же восьмерка, во вторую петлю которой пропущен сложенный вдвое ходовой конец. Узел очень удобен тем, что его можно туго затянуть и быстро развязать, дернув за ходовой конец.
Рис. 100. Мельничный узел
“Мокрый” полуштык (рис. 101). Многие узлы, когда они намокнут, трудно развязать. Нередко случается, что в буквальном смысле слова концы приходится рубить. Именно для такой ситуации моряки и придумали yзел с названием “мокрый полуштык”.
Его применяют для крепления фалиней и швартовов за кнехты, палы и битенги. Он рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Как бы сильно узел ни затянулся и при этом намок, его всегда можно быстро отдать.
Рис. 101. “Мокрый” полуштык
Курьерский узел (рис. 102). Он служит для тех же целей, что и мокрый полуштык. После одного обноса вокруг пала ходовой конец пропускают восьмеркой вокруг коренного конца, потом складывают его вдвое и просовывают в виде петли между петлями восьмерки и коренным концом. Этот узел развязывается не так быстро, как предыдущий.
Рис. 102. Курьерский узел
Ведерный узел (рис. 103). Представьте себе, что альпинисту нужно спуститься по веревке с высоты вниз. Он идет один, и у него всего одна веревка, которая ему еще потребуется. Что сделать, чтобы, спустившись с высоты, унести с собой веревку?
Очень просто: веревку нужно закрепить ведерным узлом, спуститься по ее коренному концу и рывком за длинный ходовой конец развязать узел, завязанный наверху. С помощью этого “дистанционно развязываемого” узла можно опустить из окна дома, например, ведро с водой, поставить его на землю и снова поднять веревку наверх.
Пиратский узел (рис. 104). Принцип этого узла такой же, как и у ведерного. Разница лишь в том, что петля проводится по-иному.
Этими двумя оригинальными узлами с успехом могут пользоваться скалолазы, пожарные и строители.
Рис. 103. Ведерный узел
Рис. 104. Пиратский узел
По материалам книги Льва Скрябина “Морские узлы”
Секреты, тонкости, нюансы узлов – полезные советы: Рыбак – рыбаку
Узел будет надежнее
Нередко леска перетирается в месте привязывания ее к колечку или лопаточке крючка или мормышки. Чтобы избежать этого, перед привязыванием наденьте на цевье крючка 1-2-мм отрезок красной изоляционной оболочки от телефонного провода. Выгода двойная: узел держится более надежно, красный цвет привлекает рыбу.
Узлы на леске будут более надежными, если соединяемые концы связывать вместе с куском швейной нитки.
Опасные узелки
Рыбаловы при осмотре своих снастей часто находят на леске узелки. Что делать. На самом деле все просто, и только на первый взгляд кажется что развязать их совсем невозможно. Все очень просто:
- Узел смазывается вазелином (НЕ борным), или даже просто слюной.
- Затем потерев между пальцами его можно достаточно легко распустить тонкой иглой.
Даже крепкие узлы на леске можно растянуть, а затем и развязать, пользуясь двумя маленькими крючками. Зажав узел пальцами, надо воткнуть жало крючка между витками, а затем навстречу вставить второй крючок. Потяните крючки в разные стороны, и узел распустится.
Простые и надежные узлы – способы сращивания концов лески
О привязывании поводков к леске, крючков к поводкам уже неоднократно рассказывалось. Рассмотрим теперь способы сращивания концов лески.
Наиболее простыми и достаточно надежными являются три способа, представленные на рис. 1.
- Первый. Концы складываются вместе и завязываются двойной петлей, которая крепко затягивается.
- Второй. На конце одной лески делается простая одинарная петля, в нее пропускается конец второй лески, им обвязывают первую тоже одинарной петлей. Петли нужно затянуть, концы лесок растянуть в противоположные стороны до окончательной затяжки всего узла.
- Третий. Концы связываемых лесок складываются вместе, скручиваются 5 — 7 раз. В середине скрутки лески разъединяются, и в образовавшийся просвет пропускаются концы лесок навстречу друг другу или в одну сторону. Узел крепко затягивается.
Узел для привязывании кукана к шесту, садка к уключине лодки
Хочу познакомить рыболовов еще с одним узлом, который незаменим при привязывании кукана к шесту, колу садка к уключине лодки и т. д. (рис. 2).
Порядок манипуляций со шнуром (2) ясен из рисунка. Узел надежен, самопроизвольно и при рывках рыбы на кукане никогда не развяжется, легко освобождается за кончик петли (3).
Лучший узел – самые распространенные узлы
Среди множества простых и мудреных узлов для привязывания крючка к леске хочу выделить один. По-моему, он является самым надежным и не требует много времени, чтобы его освоить, так как в нем нет хитроумных сплетений. Сначала на конце лески (поводка) делаем петлю (рис.1) и зажимаем правой рукой, большим и указательным пальцами. А левой рукой, также большим и указательным, берем крючок за поддев таким образом, чтобы жало было внизу.
Далее накладываем петлю на цевье крючка и зажимаем ее пальцами левой руки вместе с крючком. А правой берем короткий конец лески, делаем 3-4 оборота вокруг цевья и продеваем в петлю (рис.2). Потом узел затягиваем двумя руками, как показано на рисунке стрелками. Надо только следить, чтобы узел получился плотным и компактным. Для этого затягивать следует равномерно, сдвигая узел, если это требуется, к головке крючка. Независимо от формы головки (обычно ее называют – ушко крючка), будь то лопаточка или колечко, такое крепление считаю очень прочными и надежным.
При привязывании таким способом крючков к леске диаметром от 0,4 мм и толще концы лески надо размягчить. Для этого их опустить на 2-3 минуты в горячую воду. Если сделать так, узел будет плотным, долговечным. Таким же способом можно привязать и мормышку. Только сперва леску пропускают через отверстие в мормышке, а далее все выполняется так же, как описано выше (рис.3). Советую начинающим рыболовам освоить этот узел. Крючки будут отрываться реже.
Умей вязать узлы – привязывания крючка за цевье
Для привязывания крючка за цевье нужен сильно затягивающийся “мертвый” узел который не требуется развязывать. Известны два таких узла: “удав” (рис. 1) и “питон” (рис. 3). Для повышения надежности их следует вязать в три петли (рис. 2 и рис. 4). Узел “удав” в три петли можно формировать и без участия концов лески (рис. 5). С его помощью можно привязать поводок к крючку с лопаточкой на конце, если нужно, чтобы поводок был перпендикулярен цевью (рис. 6).
Умей вязать узлы – привязывания крючка с колечком
Для привязывания крючка с колечком больше подойдет узел “питон” с расположением концов лески вдоль цевья (рис. 7). Этот узел хорошо известен рыболовам под названием “восьмерка в три петли”.
Для привязывания мормышки и тройника к тонкой леске очень надежный узел “затягивающаяся петля” (рис. 8).
Для связывания лесок одного диаметра хорош узел “двойной рыбацкий” (рис. 9). После его затягивания концы надо коротко обрезать.
Для связывания лесок разного диаметра подойдет узел “змейка” (рис. 10). После затягивания узла концы лески надо коротко обрезать. Чтобы правильно завязать этот узел, ходовые концы лесок нужно обносить вокруг коренных концов в одну сторону. Это очень важно.
Еще один надежный и самый компактный из всех известных узлов для связывания лесок как одного, так и разных диаметров (рис. 11). Он очень прост, легко развязывается, для чего достаточно откинуть крайнюю петлю на коренной конец лески. Узел не скользит и надежно держится на синтетической леске.
Для завязывания концевой петли на леске и поводке лучше применить “жилковую петлю” (рис. 12). Она надежна, так как не имеет крутых перегибов. Используется при соединении лесок способом “петля в петлю”.
Рыбак – рыбаку: Узел – основа прочности – шесть вариантов узлов
По факту узел – является наиболее слабым свеном всей снасти. Прочность каждого узла на растяжение имеет значительные расхождения. Приведенные рядом с изображением узлов проценты показывают степень прочности узла по отношению к леске. Например, если леска выдерживает 10 килограммов, а прочность узла равна 80 процентам, это означает, что он не выдержит (оборвется или развяжется) при нагрузке в 8 килограммов.
Удачи в честной рыбалке. Приведенные советы, заметки дейсвительно работают.
Как вязать узлы на веревке: схемы
Как вязать туристические веревочные узлы
Веревка — незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.
Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брамшкотовый».
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».
4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».
5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя».
Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется. Так, например, ткацкий узел ослабляет прочность веревки на 35 %, «восьмерка» — на 25 %, «булинь» — на 30 %. Помните, мокрая веревка теряет 10 % прочности, а если использовать веревку в 30° мороза, то прочность снижается на 30 %.
Вяжем «прямой» узел
Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т. е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т. е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.
Один из вариантов контрольного узла:
Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.
Узел «Стремя»
Узел может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой.
Узел может используется при спасательных работах для торможения верёвки и вязки носилок из подручных средств. Также используется для самостраховки на крючьях и для промежуточной страховки.
Туристские узлы: проводник, проводник-восьмерка
Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.
Схема узла проводник:
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел чтобы получилась петля. Можно завязывать и в середине верёвки.
Этот узел очень прост в исполнении – практически он является простейшей незатягивающейся петлёй. Может вязаться одним концом. Под нагрузкой сильно затягивается, на жёсткой веревке ползёт. Используется для крепления верёвочной петли к чему-либо. Для облегчения развязывания после использования можно предварительно вставить в плетение узла какой-либо предмет. При высокой вероятности переменных нагрузок рекомендуется вязатьконтрольный узел.
Такой узел приводит к снижению прочности верёвки на 30-40%.
Этот узел можно рассматривать как подготовительный перед изучением следующего узла – проводник восьмёрка.
Как взять узел проводник-восьмерка? Схема:
Вяжется одной веревкой. Представляет собой модификацию простого проводника. Следует сделать петлёй на пол-оборота больше и ввести её в узел с другой стороны. Этот узел также можно завязать одним концом. Контрольный узел здесь не требуется. Сфера применения узла проводник восьмёрка аналогична простому проводнику.
Снижение прочности верёвки в узле составляет 25-35%.
Можно добавить, что существует ещё и проводник девятка – дополнительные пол-оборота петли, но он применяется довольно редко.
Как вязать узел булинь?
Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.
Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.
Узел грепвайн
Грепвайн – более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны, затем то же самое с другой. После узлы стягиваются.
Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.
Узел «Срединный» (австрийский проводник)
Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за нужный участок, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка, вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел, нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.
Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность даже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».
В отличие от всех узлов описанных выше, штык не относится к незатягивающемся петлям. Однако область применения этих узлов сходна. Он используется для закрепления верёвок к опорам и грузов к верёвкам.
Важной особенностью этого узла является то, что его можно завязать под нагрузкой. После снятия нагрузки штык очень легко развязывается — он вообще не затягивается!
Обратите внимание на удивительно простую схему узла! Количество петель верёвки вокруг грузового конца может быть любым, но не менее двух.
Вязка контрольного узла обязательна!
Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика
Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.
Как вязать туристические узлы правильно? Итоги
Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:
-
для завязывания двух веревок одинакового диаметра; для связывания веревок разного диаметра; для создания петель; для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т. д.); для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).
Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.
Для транспортировки веревки удобно держать ее в компактном состоянии. Для этого используют несколько способов маркировки. Способом, показанным на рисунке I удобно маркировать короткие веревки, а способом, показанным на рисунке II – длинные.