Ragefish.ru

Транец алюминиевый

Как усилить транец на стеклопластиковой лодке

Многие новички, приобретая пластиковые или прогулочные лодки, не знают и не могут предугадать всех возможных сложностей эксплуатации такого девайса. Отправившись в первое приключение, «мореплаватели» обнаруживают узость диапазона скоростных возможностей судна и вынуждены задумываться об апгрейде лодки. При погружении в суть процедуры становится ясно, что для того, чтобы навесить на лодку более мощный двигатель, нужно иметь резерв прочности транца. Но есть ли он? И можно ли усилить прочностные характеристики транцевой плиты? Попробуем разобраться.

ГОСТ дает формулы и правила

В России действует государственный стандарт (ГОСТ) 19105 – 79, описывающий основные типы и параметры гребных и моторных судов. В документе подробно описаны многие технические требования к пластиковым лодкам для рыбалки или прогулок, в том числе оговаривается вопрос расчета максимальной мощности подвесного мотора, который способно выдержать судно.

Для глиссирующих судов определение предельной мощности мотора зависит от значения коэффициента К. Его вычисляют по формуле:

  • К = максимальная длина судна, умноженная на наибольшую ширину транца.

Мощность двигателя вычисляют по графику, где К — расчетный коэффициент, N — предел мощности в кВТ (л.с.).

Если водный транспорт имеет нестандартную конфигурацию (тримаран, глубокое V), то таблицу используют как ориентир, а точный показатель максимально возможной мощности мотора вычислят в ходе испытаний.

Материалы для усиления

Усиливать стеклопластиковый транец можно металлом, фанерой, пластиком. Также понадобится профильная труба сечением 40 х 40 мм.

  • С внешней стороны лучше крепить непромокаемый материал, например дополнительный слой стеклопластика или другого полимера.
  • С внутренней стороны, там, где располагается рундук, можно закрепить лист фанеры или металла. Понятно, что крепежи должны располагаться за пределами ширины транцевой плиты, то есть по краям кормы.

Ход работы

Обновленную транцевую доску держит пространственная конструкция из профилей и металлических шпилек. На фото пример реально проведено модернизации одним из народных умельцев.

Сначала укрепляют нижний пояс транца: две металлические шпильки вставляют в пространство кокпита.

Верхний пояс усиления собирают из профильной трубы и крепят к задней переборке кокпита и бортам.

В финале процедуры конструкцию нужно загрунтовать и покрасить под основной цвет лодки.

ВАЖНО! В ГИМСе могут потребовать предоставить бумажный чертеж усиления и переоформят стандартную модель лодки в судно самостоятельной постройки.

Риски усиления транца

При неправильном расчете более мощный мотор может вырвать транец на ходу или даже повредить корпус лодки.

В интернет-сообществе описаны случаи, когда судовладельцы покупали с рук усилители транца с сертификатами, которые на поверку оказывались липовыми, как и набор дополнительных деталей для усиления. Результат — испорченный корпус судна, лишние траты и в конечном итоге покупка новой более мощной лодки.

Опыт показывает, что расширить рабочий диапазон мощности лодки больше, чем вдвое, практически невозможно. Например, на лодку с изначально стоящим мотором в 2,2 л.с. поставить мотор сильнее 5 л.с. не удастся — пострадают ходовые качества.

Вывод: хотите усилить транец стеклопластиковой лодки — обращайтесь в профессиональную судоверфь, например в «ENIGMABOAT». Мастера проконсультируют, дадут совет, как не испортить судно неумелым апгрейдом.

Транцы для лодок ПВХ

Транец необходим для того, чтобы надежно удерживать мотор лодки. Некоторые модели плавсредств уже имеют его в стандартной комплектации, но нередко его нужно устанавливать самостоятельно.

Читать еще:  Как приготовить фарш из щуки для котлет

Если говорить о транце, как базовой части комплектации лодки, то, скорее всего, он будет стационарным – вклеивается в кормовую часть судна еще на этапе сборки. Демонтировать его невозможно.

Виды транцев

Транцы группируются по нескольким признакам: типу установки, габаритам, материалу изготовления, способу крепления.

По типу установки:

– навесной – компактная модель, устанавливается на кормовую часть лодки, легко демонтируется. Нужно подбирать под конкретный мотор;
– стационарный – монтируется в кормовую часть плавсредства на этапе заводской сборки. Это практически монолитная стенка в кормовой части лодки, демонтировать его нельзя.

По размеру транец может быть трех видов:

– S – высота 381, для надувных лодок ПВХ;
– L – высота 508 мм, предназначен для катеров;
– XL – высота 635, для яхт и тому подобных суден.

По материалу изготовления:

– пластиковые;
– из транцевой доски;
– из бакелитовой фанеры.

Различаются транцы и по типу крепления:

– бобышки – на корпус лодки приклеиваются две малые бобышки, на них потом крепится большая бобышка и зацеп. Сверху закрепляется гайками и шайбами основная часть транца;
– шнурование – на лодку клеится платформа с металлическими кольцами, через которые протягивают веревки и крепят ими подвесную часть транца. Такой метод хорош тем, что позволяет равномерно распределить массу мотора на транце, но времени на установку нужно больше.

Транец для лодки нужно выбирать исходя из габаритов и массы мотора, размеров плавсредства. Если не соблюдать соотношения габаритов, возможен перевес лодки, пробитие корпуса винтом, утопление мотора.

Выбирая транец, обратите внимание, что угол наклона мотора допускается не больше 6 градусов!

Установка транца на лодку ПВХ

Для установки транца на лодку ПВХ понадобится:

– сам транец;
– промышленный фен;
– клей для работы с ПВХ поверхностями;
– валик для прокатки поверхности от воздуха;
– обезжириватель для очистки поверхности;
– маркер для отметки места приклеивания бобышек.

Лодка должна быть полностью накачана. Место, где будут приклеиваться бобышки, нужно тщательно очистить от грязи, жира. Подойдет для этого растворитель, ацетон, спирт.

Процедура установки транца:

– отметьте место на поверхности лодки, где планируется приклеить бобышки;
– на выбранное место нанести клей для работы с ПВХ материалами;
– основу бобышки немного прогрейте промышленным феном, нанести слой клея;
– подождите 10 минут, нанесите повторный слой клея. Оставьте на 5-8 минут;
– нанесите еще один тонкий слой клея, плотно прижмите бобышки транца, прокатайте валиком, чтобы убрать лишний воздух;
– придавите чем-то увесистым, но не повредив корпус лодки;
– оставьте на 2 часа минимум, но лучше на сутки.

После того, как клей высохнет полностью, лодку нужно сдуть. Дальнейший монтаж транца проводится в таком состоянии плавсредства. Действия:

– крепежные дуги соединяются с транцевой доской;
– на малые бобышки крепится большая, и полученная конструкция с транцевой доской. Для крепления используются шайбы и гайки.

Лодка полностью накачивается, чтобы проверить надежность установленной конструкции.

Транец по типу шнурования устанавливается так:

– подготавливается поверхность надутой лодки – в месте установки обезжирить растворителем или спиртом;
– на выбранное место наносится слой клея для ПВХ материалов, слой нужно нанести и на основу для веревки;
– приложить поверхности друг к другу, прокатать валиком, чтобы не было воздуха;
– придавить тяжелым предметом, оставить на пару часов для хорошего склеивания поверхностей;
– надеть транцевую доску на приклеенную основу – вдеть в паз в доске элемент для шнурования;
– зашнуровать, как это показано в инструкции.

Читать еще:  Виброхвосты на судака

Демонтаж транца проводится просто: расшнуровывается веревка и убирается транцевая доска.


Особенности навесного транца для надувных лодок ПВХ

Покупая надувную лодку, стоит помнить, что в комплектацию редко входят дополнительные элементы. Часто любители водного транспорта хотят сделать из своей лодки настоящее полноценное судно. В этом случае стоит оснастить лодку мотором. Так как на надувную поверхность закрепить мотор небезопасно и неудобно, был придуман навесной транец – Т-образная конструкция, позволяющая оснастить лодку мотором.

Какие бывают навесные транцы

При выборе навесного танца следует руководствоваться несколькими аспектами:

  • качество транца должно быть на высоком уровне, что увеличит его надежность;
  • правильность фиксации мотора в рабочем положении;
  • доступная ценовая категория.

Деления транцев на определенные виды не существует, разграничение между ними происходит благодаря ценовой категории, материалам, из которых они делаются и производителю. Выбирать транец нужно очень тщательно, не соблазняясь на низкую стоимость.

Из-за поломки транца или крепеже можно потерять мотор, продырявить лодку его винтом и получиться травму. В целях продления срока действия транца и безопасности пассажиров лодки, стоит правильно подбирать мотор, мощность которого не будет превышать допустимую норму (5 л/с).

При креплении навесного транца нужно помнить о нескольких важных условиях:

  • корма лодки должна иметь форму трапеции;
  • в конце лодки должен находиться прямой участок.

Навесные транцы изготавливаются из специальной фанеры со специальным водостойким покрытием. Если выбрать транец неправильно, это может привести к плачевным последствиям.

Виды механических воздействий на транец

На навесной транец оказывают воздействие силы мотора:

  • толкающая сила;
  • сила тяжести движка.

Воздействие данных сил приводит к тому, что транец начинает оказывать давление на лодку в двух точках. В нижней части крепления действует толкающее усилие, а в верхней – противоположное направлению.

Негативным воздействием на транец и лодку является повышенная вибрация, которая происходит из-за работы мотора. Такое воздействие может привести к расшатыванию болтов и гаек, которые просто могут открутиться. Для того, чтобы уберечь транец от такого воздействия следует использовать контр-гайки или контр-шайбы.

Размеры

Сегодня в мире размерный ряд транцев стандартизирован и состоит он из следующих элементов:

  • высота 381 мм – S;
  • высота 508 мм – L;
  • высота 635 мм – ХL.

Под каждую высоту есть свой размер мотора соответственно. Для лодок из ПВХ используется только размерный ряд категории S, в то время как размер L предназначен для катеров, а ХL – для крупных яхт.

Для того чтобы транец на надувные моторные лодки был абсолютно безопасен, следует учитывать несколько важных моментов:

Популярные навесные транцы и цены на них

Навесной транец Sea Pro

Сегодня существует три самые популярные модели навесных транцев от разных фирм:

  • Навесной усиленный транец Limar обладает качественным креплением, которое обеспечивает абсолютную надежность и безопасность. Цена такого транца: 30-40 долларов США.
  • Навесной транец SEA-PRO. Данный вид несколько дешевле, его цена всего 20 долларов США, однако качество так же на очень высоком уровне.
  • Отечественные марки. Конечно, купить транец отечественного производителя намного дешевле, найти приспособление можно по цене от 5 долларов США. Сильное отличие качества (при равной ценовой категории) между иностранным и отечественным не наблюдается.
Читать еще:  Сколько жарить карася на сковороде

Прежде чем покупать транец, следует внимательно осмотреть его на предмет трещин и других недостатков. Даже маленькая дырочка может привести к негативным последствиям, поэтому проверять все необходимо заранее.

Как выбрать лодку ПВХ с навесным транцем

Алюминиевый вариант намного тяжелее, однако устоять на таком дне на воде намного легче.

При выборе лодке ПВХ нужно следовать ряду советов, которые помогут облегчить задачу:

  • Определитесь, для чего вам нужна лодка: если для прогулок по реке вдоль берега, и для заплывов на короткие расстояния, отлично подойдет лодка из неармированного ПВХ, который используют так же для матрасов, детских надувных мячей и нарукавников. Если целью покупки лодки являются путешествия в открытом море, охота, рыбалка, то лучше выбрать лодку из армированного ПВХ. Такой материал в разу прочнее и продырявиться при столкновении с камнями.
  • Важно заранее предположить, сколько человек будет перевозить лодка. Исходя из этого, можно выделить следующие критерии: для одного человека подойдет лодка до 3,3 м в длину, для двоих – от 3,3 до 4,2 м, для путешествия втроем – свыше 4, 2 м.
  • Определиться, что важнее: удобство в транспортировке или качество и комфорт во время плавания. Это связано с достаточно большим весом лодок, к котором помимо основных элементов добавляется дно. В свою очередь, оно может быть как надувным (достаточно легкое, но не устойчивое во время плавания), так и алюминиевым или выполненным из водостойкой фанеры.

Как усилить навесной транец на лодке ПВХ

В базовой комплектации транец, как правило, обладает всего одним слоем ПВХ. Однако его очень просто усилить низким профилем. Это убережет вещи и пассажиров лодки от водных брызг, а также позволит установить более мощный мотор. Кроме того, это уменьшит сопротивление при глиссировании.

Усиление транца – процедура, которая должна повлечь за собой усиление по стрингерам лодки по всей длине баллона. Не смотря на то, что многие владельцы лодок считают эту процедуру бесполезной, ее применения позволят увеличить срок деятельности лодки.

Установка

Одна из классификаций транцев предполагает их разделение в зависимости от крепления к судну.

По такому принципу они делятся на:

  • Съемные. Съемные устанавливаются на лодках с подвесными моторами, и популярным видом крепления съемного транца является установка на кронштейне. В таком случае он монтируется к деталям, расположенным попарно сверху и снизу.
  • Вклеенные. Вклеенные транцы, как правило, располагают на расстоянии под углом в 8 градусов. С целью регулирования положения и высоты транца часто используют подвижные накладки.

Подводя итоги

Покупка навесного транца – очень важная процедура, к которой нужно подходить с двойной тщательностью. Благодаря навесному транцу надувные лодки ПВХ могут быть оснащены мотором и передвигаться в разы быстрее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector