Ragefish.ru

Рыболовная дорожка

Ловля на дорожку с моторной лодки

Ловля на дорожку с лодки с мотором оправдана лишь тогда, когда нет возможности выгребать против ветра либо течения. Также мотором перемещаются с одного места ужения до другого. А вообще дорожка – это старинный русский метод лова крупных хищников при помощи немудреной оснастки и весельной лодки.

Наибольший интерес вызывает рыбалка на крупных водоемах с большой концентрацией рыбы. Здесь хищник рассредоточивается по всей акватории в поисках объектов для охоты, поэтому именно дорожка помогает отыскать его местонахождение. А перемещение на веслах обеспечивает бесшумность.

Тандемная оснастка ловли на дорожку

Что необходимо для дорожкового лова? Разумеется, в первую очередь – водоем с хищником. Ну и, конечно, лодка. В настоящее время о деревянной и речи не может идти, поэтому достаточно будет ПВХашки или даже обычной резиновой двухместной. На пару однозначно ловить более предпочтительно.

В этом случае можно и на веслах поменяться, и со снастями управляться легче. Однако и одному возможно не менее успешно ловить. Кстати, давным-давно на Руси шнур оснастки зажимали в зубах, чтобы почувствовать поклевку. Поэтому рыбаки не всегда отличались голливудской улыбкой. Это уже впоследствии стали настораживать снасть закрепленными на корме палочками.

Удилище для подобной рыбалки предпочтительно использовать быстростройное, с тестовыми показателями от 20 до 50 граммов. Не нужно стремиться к длинным бланкам, уместнее использовать 2,4-2,7 м. Неплохие показатели у недорого стеклопластика, правда, его масса оставляет желать лучшего, но с другой стороны, удильник все время будет закреплен в держаках, так что не критично.

В принципе, для дорожки подойдет и алюминиевая палка, вот только комфорт будет уже не тот. Что касается приманок, то выбор поистине грандиозен, при этом большим успехом пользуются тандемы. Их применение обосновано в следующих случаях. Не у каждого рыболова имеются в наличии воблеры, стремительно уходящие на глубину в несколько метров. К тому же при перезабросе извлечь глубинный воблер не очень просто, даже пустая приманка ощущается так, будто на крючке сидит килограммовая рыбина.

Тандемная оснастка позволяет использовать небольшой воблер и с джиговой головкой с насаженным силиконом или даже пучком червей. Необходимой глубины работы приманки добиваются длиной спуска лесы и скоростью перемещения лодки. Вместо воблера ставят блесны.

В целом для пресноводного троллинга используется снасть, предназначенная для сильных нагрузок. Практически всегда в качестве приманки выступает воблер, а он имеет приличное лобовое сопротивление. Именно поэтому, выбирая снасть, необходимо учитывать суммарную нагрузку, в числе которой скорость передвижения лодки и степень отпора хищника. Не стоит сбрасывать со счетов и возможные зацепы.

Суть дорожки заключается в проводке приманки с помощью моторной либо весельной лодки. Иностранцы украли у нас этот метод, облагородили и назвали троллингом. На оборудованных катерах устанавливают до десятка троллинг-удилищ, используя вспомогательные устройства – аутригеры и даунриггеры. Наши оснастки значительно проще.

При каких условиях эффективна дорожка

Самый ответственный момент дорожки – закидывание снасти. Важно не подцепить растительность на дне водоема, ракушки, небольшой мусор, поскольку ужение в этом случае превратится в обычное катание на лодке. Бывалый рыбак без проблем отличит инородный предмет на крючке по вершинке спиннинга и даже степени натяжения лесы.

Рыбачить дорожкой возможно чуть ли не на любом водоеме, если иметь о нем достаточные знания – рельеф, перепады глубин, зоны, отмеченные водной растительностью. Скорость лодки при ловле на дорожку регулируют исходя из массы приманки и глубины лова.

Как правило, движение лодки распугивает мелочевку, однако скользящая блесна раздражающе действует на крупного хищника. Именно на него рассчитывают в первую очередь при подобном способе ужения. Дорожат, в основном, передвигаясь по течению, однако нередко с помощью весел или мотора поднимаются вверх по реке.

Если движение воды слишком слабое, ориентироваться необходимо на направление ветра, который может со значительной скоростью заставлять дрейфовать плавсредство. В таких случаях рыболовы нередко используют самодельный парус, которым с легкостью регулируют скорость передвижения.

Можно тащить за собой сразу несколько оснасток, приманки на которых располагаются во всех горизонтах воды. Это позволяет максимально эффективно исследовать водоем. Для этих целей буржуйские конструкторы придумали аутригер, который позволяет использовать несколько лесок без риска их спутывания.

Правила грамотного троллинга

На больших водоемах рыболовы для максимального охвата территории троллят на лодках с мотором. Отчасти это напоминает морскую рыбалку, хотя даже невооруженным глазом можно найти отличия. Во всяком случае, необходимо придерживаться некоторых правил, которые позволят максимально эффективно использовать дорожку.

  • На глубоководных местах (до 14 метров) приманку скидывают рядом с плавсредством и длиной плетенки регулируют спуск. Дорожат на небольшой, равномерной скорости. Спиннинги закрепляют под углом 120 градусов. Блесной необходимо вести игру, раздражая самых пассивных хищников. Для этого удилищем совершают плавные взмахи на 30-40 см. На значительной глубине движение лодки должно напоминать букву S, что поможет блесне постоянно пересекать бровки, двигаясь на разных глубинах.
  • На свалах применяется та же техника курсирования, что и выше. Приманки используют небольшие, желательно попробовать колебалки. Удар хищника способен произойти в любой момент. Если рыба взялась на крючок рядом с закоряженным участком, не стоит глушить мотор. Переведя ручку в нейтральное положение, рыбину осторожно вываживают, контролируя натяжение лесы и по минимуму стараясь пользоваться фрикционом.
  • На границе водной растительности также необходимо соблюдать некоторые правила. Дальность заброса нужно постоянно менять, особенно при лове щук в сильный ветер. При штилевой погоде дальность значительно увеличивают, не зацикливаясь на одной и той же приманке. Их лучше постоянно менять, исходя из массы, величины и расцветки. Судно ведут вдоль границы растительности, используя поверхностные воблеры и незацепляйки.
  • Лов дорожкой в травяных окнах доставляет немало хлопот. Например, все время приходится останавливаться, чтобы избежать зацепов. Прежде чем начать дальнейшее движение, стоит вручную покидать вертушку. Если поклевки отсутствуют, вновь переходят в режим дорожки.
Читать еще:  Планктон на толстолоба

Обрисовать верную скорость движения лодки достаточно сложно, поскольку она находится в зависимости от множества факторов, однако в среднем ее можно сравнить с передвижением шагающего человека, где-то 5 км/ч. Разумеется, учитываются не только сила и направление ветра, тип приманки и глубина ее погружения, но даже сечение лесы и дистанция ее спуска.

Все ответы на свои вопросы рыболов сможет получить лишь на водоеме, однако если усреднить дорожку, то получается глубина лова порядка 4-8 м, дистанция до воблера лежит в пределах 30-50 м. Значительно поможет исследовать рельеф дна эхолот, который позволяет определить интересную для ловли точку.

Тактика глубинной дорожки

Как бы ни была хороша рыбалка с мотором за счет меньшей усталости рыболова и более обширной площади исследования, при гребле больше возможностей совершать правильные проводки. Неравномерная работа веслами приравнивается к неравномерной проводке при береговой ловле.

Фактически, от частоты работы веслами, ее амплитуды и моментальных остановок приманка в водоеме ведет себя практически так же, как если бы рыболов работал катушкой. Достичь этого за счет оборотов мотора значительно сложнее. Двигаясь S-образно, как было описано выше, совершают несколько гребков с правого борта, затем такое же количество с левого.

Блесна либо воблер станут повторять траекторию плавсредсва, однако виражи станут более плавными. Если дорожат над термоклином, применяются рапаловские воблеры «Husky» и схожие с ними модификации с вытянутым телом. Не менее эффективно работают колебалки длиной 6-8 см и массой 18-28 г.

Подобным моделям не требуются вспомогательные приспособления для заглубления, поскольку они на дистанции пятьдесят метров скользят в том горизонте воды, где наиболее вероятна поимка хищника. Главное, определить без эхолота местонахождение судаков. Сделать это можно с помощью следующей оснастки.

  • На конец лесы монтируется дайвер, выше крепят три поводка с небольшими блесенками.
  • Сечение лесы поводков меньшее, чем у центральной лесы, чтобы при зацепе не лишиться всей оснастки.
  • Крепление ведется на разных уровнях через тройные вертлюги.
  • Длина от дайвера до крайнего поводка не должна превышать длину удилища, в противном случае будет проблематично втащить рыбу в лодку.

Осенью, с понижением температуры, на водоеме пропадает термоклин и судак опускается ниже пяти-семи метров. Чтобы его достать, понадобятся воблеры большего заглубления, для колеблющихся блесен используют дайвер. Это устройство позволяет заглублять приманку за счет лопатки.

Существуют такие модели дайверов, которые максимально откликаются на любое изменение в траектории передвижения плавсредства, и колебалка начинает как бы рыскать в толще воды, привлекательно работая для хищной рыбы. Если нет в наличии дайвера, можно использовать объемную глубоководную блесну, которую несложно сделать самостоятельно.

Ловля рыбы на дорожку

  • знание водоема и мест обитания хищников,
  • мастерство оснастки и проводки дорожки,
  • мастерство вываживания крупной рыбы.

Дорожка, как и всякая другая рыболовная снасть, имеет свой строй, то есть взаимное соответствие отдельных частей оснастки. Оснастка должна соответствовать весу и породе рыбы, которую ловят, характеру водоема и другим условиям ловли.

Для ловли на дорожку пригодны вертящиеся и колеблющиеся блесны различных размеров и цветов. Они не закручивают лесы и облегчают проводку. Цвет блесны оказывает влияние на успех ловли:

  • на светлые блесны следует ловить в мутную воду, в пасмурную погоду, рано утром и поздно вечером;
  • впрозрачной воде и днем хорошие результаты дают цветные блесны, темные девоны, а также блесны с двойной окраской — цветной с верхней стороны и светлой с нижней или наоборот.

Крючки следует выбирать повышенной прочности, так как дорожка не обладает упругостью спиннинга. Жало крючков должно быть острым. Заводные кольца не должны препятствовать «игре» блесны. Я не рекомендую привязывать к крючкам перья или красную материю. Это мешает «игре» блесны. Лучше всего хвост или одну из сторон блесны окрасить несмываемой красной краской.

Читать еще:  Fish hungry активатор клева

Металлические поводки целесообразно применять при ловле щук и других зубастых хищников. Если в водоеме нет щук, то металлический поводок может быть заменен жилкой.

При ловле в реках и мелких озерах груз не нужен, но необходим противозакручиватель, груз же затрудняет проводку блесны и увеличивает количество зацепов. Груз надо применять при ловле на легкие блесны в глубоких местах.

Для оснастки дорожки с успехом применяются капроновые лесы толщиной 0,5-0,6 мм, длиной 80-100 м. При толстых шнурах и грузе длинный поводок необходим.

Рамка служит для сматывания лесы. Размеры и форма рамки показаны на рис 1. Ручка «а» на рамках, имеющихся в продаже, является излишней; лесу удобнее наматывать рукой непосредственно на рамку.

Для ловли на дорожку пригодны двухвесельные лодки и одно-весельные челны (долбленные или дощатые). Они должны иметь легкий ход, хорошую остойчивость и поворотливость. Лодки и челны не должны иметь выступающих гвоздей, скоб, задиров и щелей, за которые может зацепиться леса.

Весла должны быть легкими и прочными.

Лучшим отцепом является универсальный, изображенный на рис. 2. Этот отцеп работает безотказно.

Проводка блесны является сложным процессом ловли на дорожку. Для правильной проводки необходимы:

  • легкая лодка,
  • стройная и прочная снасть,
  • хорошее снаряжение,
  • знание рельефа дна водоема, мест стоянок и «троп» хищников, их повадок,
  • мастерство гребли и использования течения воды и ветра.

Рельеф дна изучается промерами глубин. Промеры нужно делать при всякой возможности и чем больше, тем лучше. Следует иметь в виду, что на песчаных участках рек рельеф дна изменяется ежегодно после весенних паводков.

Хищные рыбы обычно держатся в следующих местах рек:

  1. ниже и выше перекатов, каменных гряд, порогов и плотин;
  2. ниже впадения рек и ручьев;
  3. около крутояров, обрывов, камней, коряжника, свай, плотов, травы и тростника.

Очень крупные хищники держатся в омутах и ямах, как вблизи берегов, так и посредине реки. По таким местам полезно проводить крупную блесну, особенно осенью.

«Рыбьи тропы» располагаются между местами обитания и кормежки рыб. Следует учитывать, что около берегов рыбы больше, чем посредине реки. С весны хищники, следуя за мелочью, держатся ближе к берегам и к траве, а к осени уходят в глубины.

Когда ловить на дорожку

Лучшее время для ловли на дорожку — весна после очистки воды, конец лета, начиная с августа, и осень до появления льда.

На блесну хищники берут в течение всего светлого времени суток.

Облачность, умеренный ветер, пасмурная погода и туман улучшают ловлю. Попутный ветер против течения облегчает греблю.

Приготовление к ловле дорожкой

Лесу следует выпускать на 15-30 метров. При таком выпуске легче обеспечивать точную проводку блесны и хорошую подсечку рыбы.

Блесну следует осторожно опустить в воду, проверить ее «игру» и после этого начать спуск лесы с рамки. Во время спуска лесу следует поддергивать.

По окончании выпуска лесы ее удерживают руками или зубами. Затем около 5-7 метров лесы спускают с рамки и аккуратно укла-дывают на дно лодки. Этот запас делается для быстрой отдачи лесы при зацепе. Такой же запас оставляется на рамке. Этим заканчиваются приготовления к ловле.

Ход блесны регулируется длиной и толщиной лесы, тяжестью блесны и скоростью хода лодки. Во время проводки следует тщательно следить за вибрацией блесны и толчками ее о дно, камни, траву. После каждого толчка блесну следует извлечь из воды, очистить от травы, мусора, проверить крючки и опустить вновь в воду, сократив выпуск лесы.

При зацепе следует немедленно выпустить запас лесы (на дне лодки и на рамке) и остановить лодку. Если это сделать не удалось, нужно выбросить рамку в воду. После остановки и разворота лодки, плавающую рамку надо подобрать и начать отцеп блесны следующими приемами: подергать лесу, поставить лодку над зацепом и опять подергать лесу, провести лодку дальше зацепа и еще раз подергать лесу, если блесна не освобождается, применить весло или отцеп.

Поклевка на дорожку в большинстве случаев легко отличается от зацепа, почувствовав поклевку, следует немедленно подсекать и подводить рыбу к лодке, не ослабляя лесы. Подсечка должна производиться немедленно и энергично.

Крупную рыбу, подведя к лодке, нужно утомить, не отпуская далеко от лодки. Полезно рыбе дать глотнуть воздуха, подняв для этого ее голову над поверхностью воды. Рыбу, у которой из пасти торчат крючки, следует подсачивать с хвоста, так как при подсачивании с головы крючки могут зацепляться за сетку и рыба не войдет в подсачек.

Читать еще:  Кренки 40 страйк про

Крупную рыбу весом более 8 килограммов надо вывести на чистую отмель, оглушить ее и затем вытаскивать на берег.

На дорожку можно ловить одному или вдвоем. Ловля вдвоем интереснее. Чередуясь в гребле, рыболовы меньше утомляются и успешнее вываживают рыбу. Вдвоем можно ловить как на одну, так и на две дорожки. Вторая дорожка при помощи удилища или спиннинга выносится в сторону (рис. 3). Блесны идут параллельно — первая блесна идет дальше от лодки и берега, а вторая — ближе к ним. После того как рыба взяла на одну из дорожек, вторую нужно немедленно извлечь из воды, чтобы она не мешала при вываживании. Лов на две дорожки дает возможность применять одновременно разные по виду, размерам и цвету блесны и охватить большую площадь водоема, что повышает улов.

На дорожку ловятся — лосось, форель, щука, жерех. Голавль, окунь, судак и сом — на глубоководную дорожку.

«Дорожка»

Эта недавно появившаяся снасть не имеет никакого отношения к ловле блеснами с лодки, плывущей под веслами, парусом или мотором, – случайное совпадение названий, не более того. Правильнее называть ее «сетью с резиновым амортизатором», небольшие «дорожки» – «экранами с резиновыми амортизаторами».

Общая схема «дорожки» приведена на рис. 12, и ловля ею мало чем отличается от ловли донкой с амортизатором: рыболов забрасывает в водоем тяжелый груз с привязанной к нему резиновой нитью, а затем, по мере ее сокращения, заводит в водоем небольшую ставную сеть, посаженную на грузовой и наплавной шнуры.

Сама сеть в забросе обычно не участвует: леска и резинка соединяются при помощи двух металлических карабинов, а после заброса карабины рассоединяются и крепятся к петлям, сделанным на концах наплавного шнура. Вес карабинов компенсируется двумя большими пенопластовыми поплавками, они же способствуют тому, чтобы остаточное натяжение резинки не мешало сети стоять в воде правильным прямоугольником.

Шаг ячеи зависит от размера предполагаемой добычи. Высота сети редко превышает 1,5 м, а длина (при забросе с берега) – 7 м.

Рис. 12. Ловля на «дорожку»: 1 – шест; 2 – колокольчик-сигнализатор; 3 – леска (диаметр 1–1,2 мм, длина до 30 м); 4 – грузовой шнур; 5 – наплавной шнур; 6 – сеть (до 7 м в посадке); 7 – груз (вес определяется толщиной резинового амортизатора)

Существует и другая, упрощенная конструкция «дорожки». В ней и грузовой, и наплавной шнуры замененены толстой капроновой нитью. Растягивает сеть в прямоугольную форму по горизонтали натяжение резинки и лески, а по вертикали – тонкие прочные реечки, привязанные по бокам на манер клячей у невода (нижние концы реек утяжелены свинцовыми грузиками, обеспечивающими небольшую отрицательную плавучесть).

Снасть, собранная по второму варианту, оказывает значительно меньшее сопротивление, когда амортизатор затягивает ее в водоем, что позволяет использовать сети большей длины – до 15–20 м. Однако применять ее возможно лишь в стоячих водоемах, даже слабое течение пригибает рейки и укладывает их на дно. Поэтому такая «дорожка» чаще всего используется для прудовой ловли карася.

Естественно, что небольшой размер сети позволяет «дорожечникам» добиться успеха только при отличном знании водоема и повадок рыб, его населяющих. Но можно «дорожить» и полновесной сетью-тридцатиметровкой, в этом случае и леска, и резина делаются в 3–4 раза длиннее, а груз заводится в водоем с лодки, реже (в теплую погоду) вплавь. Резину в таких случаях ставят более мощную (неплохо, например, работает резиновый жгут с прямоугольным сечением 4×1,5 мм).

Иногда (на нешироких и мелководных водоемах, а также в бухтах и заливчиках с чистыми берегами) груз не используют, а привязывают резиновый амортизатор к проволочному кольцу, надетому на колышек, вколоченный в противоположный берег. Такой способ позволяет не оборвать резину, вытаскивая груз из водоема. В прочих случаях между резиной и грузом (чаще всего – камнем, подобранным на берегу) полезно привязывать короткий отрезок лески, прочностью на разрыв уступающей резиновому амортизатору в 1,5–2 раза. Но даже такая предосторожность не всегда спасает амортизатор от разрыва.

Сигнализатором того, что в сети запуталась рыба, служит колокольчик; оставлять «дорожки» на «самолов» смысла нет, поскольку единственная попавшаяся щука очень быстро накрутит вокруг себя небольшую сеть, а остальные рыбы спокойно поплывут мимо.

«Дорожка» весьма удобна на небольших водоемах, расположенных неподалеку от крупных городов и испытывающих сильный прессинг со стороны городских рыболовов.

Снасть компактная, не требующая лодки, и вполне пригодна для того, чтобы посидеть после работы часок-другой на пруду или озерке неподалеку от дома, тем более что ничто не мешает ловить параллельно другой снастью, например поплавочной удочкой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector