Регистрация маломерных судов
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Владимирской области информирует судовладельцев о мерах, которые следует им предпринять перед началом периода навигации
Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Владимирской области напоминает судовладельцам, что в соответствии с постановлением губернатора Владимирской области от 05 июля 2007 г. № 484 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах во Владимирской области» эксплуатация маломерных судов разрешается после спада паводковых вод, но не ранее 15 апреля, и до ледостава, но не позднее 20 ноября.
Каждый судоводитель перед выходом в плавание должен укомплектовать своё судно следующими средствами снабжения: индивидуальные средства безопасности (спасательные жилеты) по числу находящихся на борту людей, конец Александрова (спасательный линь) длиной не менее 15-ти метров или спасательный круг (кольцо) с линем длиной не менее 15-ти метров, гребное устройство (вёсла, весло-гребок или багор-весло), один черпак или ручной насос, звукосигнальное устройство, электрический фонарь белого света.
Судовладельцам, у которых в этом году заканчивается срок действия удостоверения на право управления маломерным судном, следует позаботиться о его замене.
Удостоверение на право управления маломерным судном требуется для управления судами, подлежащими регистрации в ГИМС МЧС России. В соответствии с ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за управление маломерным судном, не имея удостоверения на право управления маломерным судном, или передачу управления судном лицу, не имеющему права управления предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 1000 до 2000 рублей.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 23-го апреля 2012-го года №ФЗ-36 не подлежат государственной регистрации приобретенные суда массой до , включительно и мощностью двигателя до 8 КВт. (10,8 л. с.), а также спортивные парусные суда длиной до , не имеющие двигателя и не оборудованные местами для отдыха.
Иными словами, если вы приобрели мотор на своё судно мощностью больше 10,8 л. с., вы должны его зарегистрировать.
Перед государственной регистрацией проводится первичное техническое освидетельствование маломерного судна для проверки технической документации на судно и его годности к плаванию. Проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования.
Государственная регистрация судов осуществляется физическими лицами по адресу, указанному в документах, удостоверяющих личность, или в свидетельствах о регистрации по месту жительства, выдаваемых органами регистрационного учёта.
Государственная регистрация судов физическими лицами, не имеющими регистрации по месту жительства, производится по адресу, указанному в свидетельствах о регистрации по месту пребывания, выдаваемых органами регистрационного учета.
Государственная регистрация судов юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
Государственная регистрация осуществляется любым органом регистрации вне зависимости от регистрации по месту жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица либо места регистрации юридического лица и (или) места нахождения его обособленного подразделения.
Срок предоставления государственной услуги по регистрации со дня приёма документов заявителя до получения результата государственной услуги — не более 3-х рабочих дней.
При обнаружении в документах заявителя оснований для приостановления предоставления государственной услуги срок предоставления государственной услуги может быть продлён на 30 рабочих дней, о чем заявитель не позднее одного дня со дня принятия такого решения уведомляется руководителем органа регистрации, предоставляющего государственную услугу.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, включает:
— документ, удостоверяющий личность;
доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях, если заявитель не является собственником).
В дополнение к документам, указанным выше, в зависимости от требуемого результата предоставления государственной услуги заявитель представляет:
а) для государственной регистрации судна:
— документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, переход прав на судно;
— документ, подтверждающий категорию сложности района плавания;
— свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства, либо документ, подтверждающий факт обращения собственника судна в иностранный орган предыдущей регистрации, на который не был получен ответ в течение тридцати календарных дней (в случае, если судно ранее было зарегистрировано в иных реестрах судов);
— копия приказа юридического лица о назначении лица, ответственного за эксплуатацию судна (для юридических лиц);
— паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту пребывания собственника (ов) (для физических лиц);
б) для исключения судна из реестра маломерных судов:
— документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов.
Государственная пошлина уплачивается в размерах и на основании части второй Налогового кодекса Российской Федерации за:
государственную регистрацию судна в реестре маломерных судов — 1600 рублей;
государственную регистрацию изменений, вносимых в реестр маломерных судов — 200 рублей;
государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на судно — 800 рублей;
выдачу судового билета на маломерное судно — 200 рублей;
выдачу дубликата судового билета на маломерное судно взамен утраченного или пришедшего в негодность — 200 рублей.
За присвоение категории сложности района плавания (класса) судна, осуществляемого территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, плата не взимается.
Напоминаем, что за управление маломерным судном, подлежащим регистрации и не зарегистрированным в установленном порядке, либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация на основании части 3 статьи 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях судоводитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 рублей.
Напоминаем, что судоводитель перед навигацией, а также в процессе эксплуатации маломерного судна должен позаботиться о проведении освидетельствования маломерного судна с целью проверки его годности к плаванию.
В соответствии с Приказом МЧС России от 18.10.2012 № 608 «Об утверждении Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России» определено прохождение освидетельствования маломерного судна, в следующих случаях:
— освидетельствование маломерного судна в процессе эксплуатации (раз в пять лет);
— освидетельствование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества;
— освидетельствование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону);
— освидетельствование маломерного судна после ремонта, переоборудования, аварии, а также для определения состояния маломерного судна по инициативе заявителя.
При проведении освидетельствования маломерного судна в процессе эксплуатации один раз в пять лет проводится:
— осмотр маломерного судна;
— проверка состояния корпуса и надстроек маломерного судна;
— проверка неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния;
— проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Процедура прохождения освидетельствования маломерного судна с целью проверки его годности к плаванию — бесплатная.
Обращаем ваше внимание, что частью 1 статьи 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за управление маломерным судном, не прошедшим освидетельствования, предусмотрена ответственность судоводителя в виде административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.
Более подробную информацию вы можете получить по телефону в Владимире: 45-18-74 или в подразделениях ГИМС в г. Муроме, г. Коврове и г. Собинке.
Памятка для владельцев маломерных судов, использующихся в коммерческих целях (РС)
![]() |
Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее – Закон, ФЗ № 36) внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ).
В связи с вступившими в силу изменениями статьей 7 КТМ и статьей 3 КВВТ маломерное судно – это судно:
- длина которого не превышает двадцать (20) метров И
- общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12).
Под длиной понимается габаритная длина судна.
В соответствии со статьей 33 КТМ и статьей 16 КВВТ маломерные суда,
- использующиеся в коммерческих целях подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре;
- не использующиеся в коммерческих целях подлежат регистрации в реестре маломерных судов.
В соответствии со статьей 35 КТМ и статьей 17 КВВТ государственная регистрация маломерных судов, осуществляющих коммерческую деятельность, и прав на них поручена капитанам морских портов и администрациям бассейнов внутренних водных путей (далее – органы государственной регистрации судов).
Пунктом 2 статьи 27 КТМ и пунктом 10 статьи 14 КВВТ установлено, что судовой билет, выдаваемый на судно при государственной регистрации, удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно и годность судна к плаванию.
Таким образом, в соответствии с КТМ судовой билет не удостоверяет соответствие маломерного судна правилам классификации и постройки морских судов и не является подтверждением наличия у маломерного судна класса РС.
В настоящий момент введено Временное Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов (далее – Руководство). Положения Руководства базируются на нормативных документах ГИМС (Правила ГИМС РФ), которые рассматриваются, как требования Морской администрации флага, Приказе МЧС РФ №501 от 29.06.2005, а также на технических нормативах Регламента Таможенного союза (о безопасности маломерных судов).
Временное Руководство размещено на сайте РС.
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Временного Руководства.
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определенных местах. Информация о расположении мест освидетельствования размещается на официальном сайте РС.
По результатам всех видов освидетельствований РС выдает «Акт классификации и освидетельствования маломерного судна» (6.3.80), в котором:
- при положительных результатах первоначального освидетельствования в разделе «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» указывается назначенная категория плавания судна и установленные ограничения по району и условиям плавания;
- при положительных результатах очередного, ежегодного или внеочередного освидетельствования в Акте делается соответствующая запись о результатах проведенного освидетельствования.
Для маломерных судов, ранее не зарегистрированных в ГИМС, при соответствии судна данным о нем, указанным в правоустанавливающих документах, РС своим актом подтверждает соответствие судов этим данным и возможность классификации судна как маломерного.
Маломерным судам, ранее зарегистрированным в ГИМС МЧС России, при положительных результатах освидетельствования назначается категория РС, соответствующая району и условиям плавания, указанным в судовом билете ГИМС. Рассмотрение РС технической документации, на основании которой ГИМС назначены навигационные ограничения, не производится.
Данный порядок применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России.
Для маломерных палубных судов, спроектированных или построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации или технического наблюдения надзорных органов или органов по сертификации, судов самостоятельной постройки решение о возможности присвоения категории принимается только после разработки и согласования проектной документации и (или) проведенных испытаний в соответствии с требованиями ГИМС.
Для беспалубных маломерных судов, в случае невозможности разработки соответствующей документации, мореходные качества (остойчивость, высота надводного борта, начальный дифферент) устанавливаются в ходе испытаний в соответствии с ГОСТ №19356-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Методы испытаний» и ГОСТ №19105-79 «Суда прогулочные, гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования».
Процесс освидетельствования включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:
1. Рассмотрение и анализ заявки.
2. Рассмотрение представленной документации.
3. Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
4. Проведение необходимых испытаний и проверок.
5. Оформление акта освидетельствования.
6. Заполнение Первичных информационных документов.
7. Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.
На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) нормо-часов.
При этом стоимость нормо-часа для данной услуги с целью удобства судовладельцев для всех регионов была установлена в размере 1500 рублей.
Особенности регистрации лодок
Как думают многие судоводители, на лодку не нужно получать права и регистрировать ее в ГИМС. Некоторые виды плавсредств действительно не ставят на учет, но в большинстве случаев без этого не обойтись. Стоит заранее разобраться: когда эта процедура необходима, что для нее требуется и какие есть особенности использования маломерных судов. Регистрация лодок в ГИМС мало чем отличается от постановки на учет автомобиля, так как тоже нужно получить номера, свидетельство, оплачивать налог.
Регистрация в ГИМС и получение прав — когда это нужно
Ставить на учет необходимо лодки и катера, которые отвечают определенным требованиям. Не важно, из чего изготовлено маломерное судно (ПВХ, дерево, пластик или метал) и для каких целей оно используется. Во внимание берут:
- длину — она должна быть до двадцати метров;
- вместительность — не больше 12 человек;
- масса — от 200 кг.;
- мощностью — от 8 кВт, что равняется 10,8 лошадиным силам.
Судоводителям стоит знать, как производят расчеты грузоподъемности: учитывается не вес катера или лодки по паспорту, а фактический. Другими словами, в расчет берут максимально мощный мотор, который может быть установлен на данной модели маломерного судна, а также оснащение и оборудование. К примеру, если ТС весит 180 кг, но на него поставили двигатель весом 30 кг, придется регистрировать его в Государственной инспекции.
Из всего этого следует, на какие маломерные судна требуются права судоводителя. Управлять лодкой весом от 200 кг, мотором мощностью более 8 кВт и вместительностью до двенадцати человек без удостоверения недопустимо.
Когда не нужно регистрировать лодку
Ставить на учет не надо судна, которые не попадают под вышеописанные характеристики. Какие моторные лодки и катера не надо регистрировать в ГИМС стоит запомнить каждому любителю отдыха на воде. Этому не подлежат любые плавательные средства без мотора (но длиной меньше 20 метров), лодки весом вместе с оснащением менее 200 кг и вместительностью до 12 пассажиров. Однако если на катере стоит мотор от 10,8 лошадиных сил, все остальные характеристики не имеют значения.
Еще раз стоит повторить о максимально допустимой мощности. Например, всем известная Казанка весит 145 кг, но производитель разрешает устанавливать на нее мотор до 25 лошадиных сил, следовательно, в ГИМС в расчет возьмут именно эту цифру. Подобные двигатели весят около 55-70 кг, а значит ее придется регистрировать в реестре.
Правила и особенности регистрации обычных и надувных лодок из ПВХ
Большинство рыболовов, прочитав о необязательной регистрации, выдохнули. Однако радоваться рано, ведь даже моторную лодку ПВХ иногда необходимо ставить на учет. Резиновые плавсредства отличаются компактностью и при длине трех метров весят не более 50 кг. Большинство любителей активного отдыха ставят на них двигатели до 4-5 лошадиных сил, чтобы не получать права. Действительно, такие ТС относятся к плав средствам и не нуждаются в регистрации.
Есть одно «Но» — максимально допустимая мощность двигателя, указанная в паспорте, о чем уже было сказано. Запланировав купить мотор более 10,8 лошадиных сил, придется поставить маломерное судно на учет, даже если оно весит меньше 200 кг. Дополнительно следует пройти курсы судоводителей и получить права, а также каждые 5 лет делать технический осмотр и ежегодно платить транспортный налог. Резиновую лодку регистрируют в таком же порядке, как и другие виды.
Необходимые документы
После постановки маломерного судна на учет владельцу выдаются документы, которые необходимо иметь с собой при выходе на воду. Чтобы их получить, требуется явиться в ГИМС, предоставив определенные бумаги. Какие документы нужно подготовить для регистрации лодки с мотором в ГИМС:
- документ, подтверждающий личность владельца, иногда в поднадзорном органе запрашивают ИНН;
- квитанцию или чек об оплате государственной пошлины (около 1100 рублей);
- договор купли-продажи либо другую бумагу, подтверждающую собственность;
- заявление на регистрацию в ГИМС маломерного судна (образец всегда есть в инспекции);
- техосмотр.
Заявление сейчас можно заполнить онлайн через портал Госуслуг, а также оплатить пошлину со скидкой и выбрать дату посещения инспекции. В назначенный день следует явиться в орган, захватив с собой документы для ГИМС, после проверки будет выдано свидетельство о регистрации.
Регистрационное свидетельство или судовой билет
После постановки на учет владельцу маломерного судна выдается регистрационное свидетельство (или судовой билет). Так называют документ, который подтверждает владение транспортом. Он дает разрешение передвигаться по водным путям на территории Российской Федерации. При остановке на воде инспектор вправе потребовать судовой билет, а его отсутствие влечет штраф.
Техническое освидетельствование
Техосмотр проводят как на воде, так и на суше сотрудником надзорного органа ГИМС. Делают это раз в 5 лет, чтобы вовремя выявить неполадки в работе оборудования. После технического освидетельствования выдается документ, который нужно иметь при себе. Во время проверки сотрудники также могут потребовать его, а в случае отсутствия выписать штраф.
Право на управление маломерным судном
Лодкой, которая подлежит регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам, недопустимо управлять без прав судоводителя. Получить их возможно после прохождения курсов и сдачи экзаменов. К аттестации допускаются лица:
- достигшие совершеннолетия;
- прошедшие медицинское освидетельствование и не имеющие противопоказаний к управлению водным транспортом;
- имеющие документ, подтверждающий прохождение обучения.
Срок регистрации
Постановка лодки на учет в ГИМС должна быть произведена в течение 10 суток со дня покупки, иначе владельцу будет выписан штраф. Что касается срока оказания услуги, то он не может превышать трех рабочих дней с момента подачи заявления.