Ragefish.ru

Как завязать морской узел на веревке

Jumanji diving

Place for those who seek to find a way to leave this world behind

Морские узлы для дайверов

Морские узлы… а для чего они, собственно нужны дайверу?

Вроде-бы существует достаточно широкий выбор карабинов, позволяющих прикрепить что угодно к чему угодно. Но вот возникает необходимость срочно прикрепить что-то под водой, подходящего карабина нет под рукой — и начинается веселье!
Неожиданно обнаруживается, что несмотря на то, что кое-кто из дайверов теоретически знает, как завязать булинь или восьмерку, под водой ими практически никто не пользуется. В лучшем случае вяжется прямой узел, а в худшем — создаваемые дайверами конструкции не поддаются описанию!

А ведь нет ничего проще, дешевле и надежнее правильно завязанного морского узла.
В этой статье приводятся основные схемы вязки морских узлов, которые могут пригодиться дайверу. Разумеется, это тоже только теория — для вязки морских узлов нужна регулярная практика — тогда, в случае необходимости, вы сможете пользоваться ими автоматически.

Схемы вязки морских узлов — Булинь

Другое его название «беседочный узел» — от корабельного приспособления для произведения покрасочных работ — петли с доской, на которой сидит человек. Булинь считается одним из наиболее древних и совершенных узлов. В Англии его называют «king of knots» — «король узлов».

Схема вязки булиня:

Формируем скрещенную петлю
Поворачиваем петлю запястьем
Обводим ходовой конец вокруг нагружаемой веревки
Заправляем ходовой конец в скрещенную петлю
Держите ходовую часть и боковые сторону петли, при этом потяните вверх коренной конец, чтобы затянуть узел. В зависимости от того, для какой цели вам нужен этот узел, может потребоваться поправить его части перед затягиванием

Кроме того, можно завязать булинь одной рукой:

Схемы вязки морских узлов — Восьмерка

Восьмёрка – морской узел, получивший название из-за своей формы. Его главное преимущество — лёгкость завязывания и развязывания, даже на мокром тросе.

Как завязать узел восьмёрка:

  • Ходовой конец обернуть вокруг основного, вытянуть поверх него, образовав петлю
  • Продеть ходовой конец в петлю
  • Крепко затянуть
  • Узел готов

Схемы вязки морских узлов — Прямой узел

Один из самых простых узлов.
К сожалению, на синтетических веревках под нагрузкой может скользить, поэтому считается ненадежным.

Как завязать прямой узел:

Схемы вязки морских узлов — Ткацкий узел

Похож на прямой, но меньше изнашивает веревку и легче развязывается.

Как завязать ткацкий узел:

Схемы вязки морских узлов — Полуштык

Простой полуштык широко применяется в морском деле и среди дайверов.
Его часто используют как завершающий узел для других морских узлов — он служит страховкой от развязывания основного узла.
Не имеет смысла завязывать более трех полуштыков последовательно — прочность узла в целом при большем числе полуштыков не увеличивается.
В быту узел можно применять в тех случаях, когда трос нужно на время прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например — буксировке автомобиля.
Как завязать узел простой полуштык:

  • Обносим конец веревки вокруг точки крепления
  • Оборачиваем конец веревки вокруг основного конца и продеваем в петлю
  • Затягиваем
  • Узел простой полуштык готов!

Схемы вязки морских узлов — Фламандская петля

Фламандская петля — прочная и легко развязываемая петля на конце троса. В дайвинге часто завязывается для пристегивания элементов снаряжения к карабину.
Как завязать узел фламандская петля:

  • Сложите конец троса вдвое
  • Завяжите на сдвоенной части троса восьерку
  • Фламандская петля готова

В заключении хочу напомнить — чтобы не попасть в неприятную или смешную ситуацию под водой учитесь вязать морские узлы на практике — и регулярно освежайте свои навыки!

Читать еще:  Ловля рыбы на вертушку

Более подробно о морских узлах вы можете почитать в книге Л.Н.Скрягина «Морские узлы»

Как завязать морской узел на веревке

Беседочный узел или Булинь (Bowline Knot) – это важнейший из морских узлов. Это универсальный узел, который используется при швартовке лодки, при спасательных операциях, для страховки и фиксирования палубного оборудования.

Он легко вяжется, при этом считается самым надежным из всех морских узлов. Он не скользит и не запутывается, и его можно легко и быстро развязать.

Чтобы создать форму петли, оставьте достаточно веревки для петли нужного вам размера. Пропустите ходовой конец через глазок снизу. Затем, по диагонали оплетаем коренной узел и пропускаем его обратно через глазок. Очень важно туго затянуть узел, чтобы привести его в рабочее состояние. Морской узел начинает работать только тогда, когда он хорошо перетянут.

Любой морской узел должен также легко развязываться, как и завязываться. Для развязывания беседочного узла достаточно одного правильного движения. В нашем пошаговом видео, Саша Горон – шкипер из команды Интерпарус Яхтинг , покажет, как завязывать беседочный узел классическим способом:

Или быстрым способом:

Стопорный узел

Стопорный узел или узел Восьмерка (Figure-Eight Knot, Flemish Knot) – это простой, но важный узел для яхтсменов. Он предназначен для утолщения веревки, и применяется в качестве узла стопора и закрепляющего узла.

Чтобы завязать узел Восьмерка, вам необходимо обнести ходовой конец вокруг коренного, и вытянуть поверх него, образовав петлю. Затем, пропустите ходовой конец через образовавшуюся петлю, перед этим завязав на себя, и крепко затянуть ваш узел.

Стопорный узел используется во всех фаловых и шкотовых концах, которые имеют риск выскользнуть из стопоров, поэтому его значение не преувеличено. В нашем пошаговом видео, Саша покажет, как легко научиться завязывать этот классический морской узел:

Прямой узел

Прямой узел (Reef Knot, Square Knot, Hercules Knot) – это самый простой морской узел, но один из самых древних, хотя и не самый надежный. Древние греки называли прямой узел – Гераклов узел, а по-английски он звучит как Квадратный узел. Основное его назначение – это связывание двух тросов одинакового диаметра. В основном, он используется для легкого прихватывания на не сильных тягах, поскольку главным его недостатком является сползание по тросу, и сильное затягивание при больших нагрузках или при намокании.

Чтобы завязать прямой узел, возьмите две веревки. Два конца перебросьте в одну сторону, затем в другую, и вы получите два параллельных витка.

При большой нагрузке прямой узел туго затянется, и развязать его может быть не просто. Если вы столкнулись с такой ситуацией, для развязывания сильно затянутого прямого узла используйте свайку из боцманского ножа. Как завязать прямой узел, смотрите в нашем детальном видео:

Выбленочный узел

Выбленочный узел (Clove Hitch) – один из самых надежных и сильно затягивающихся узлов, хотя на первый взгляд может показаться слишком простым. Это самозатягивающийся узел, который применяется для завязывания веревок к гладким, круглым поверхностям. Название узла походит от слова Выбленки – на старом флоте так называли поперечные отрезки старого троса служащие ступеньками для подъёма на мачты. Этим узлом крепили выбленки к вантам.

Сегодня главным назначением этого узла является подвязывание кранцев на леера, подвязывание к трубам из нержавейки, и швартовка к причальной тумбе. К положительным качествам этого узла можно отнести то, что его легко завязывать одной рукой. Завязать выбленочный узел можно несколькими способами:

Швартовый узел

Швартовый узел или Морской Кнехтовый узел (Bollard Hitch) – это популярный способ крепления швартовых концов. Существует множество вариаций изделий, применяемых для швартовки яхты, но основными из них можно считать кнехты и утки, вы найдете их в любой марине, и крепление к ним происходит с помощью данного узла.

Читать еще:  Дунаев премиум лещ

Правильная швартовка — это неотъемлемая часть жизни на лодке, и знание швартового узла является обязательным для безопасной стоянки. Смотрите наше пошаговое видео, чтобы при заходе в марину быть во всеоружии и правильно закрепить швартовый конец.

Шкотовый узел

Шкотовый узел, узел Вебера или ткацкий булинь (Sheet Bend) – это один из основных узлов, которому кстати уже более 9 тысяч лет. В морской практике шкотовый узел используется для связывания двух концов разной толщины, но он также хорошо держит веревки одинаковой толщины. Он часто применяется для связывания тонкого проводника с толстым тросом муринга. Этот узел держит надежно, когда на трос приложена тяга.

Шкотовый узел является родственником беседочного узла, и имеет две вариации: одинарный и двойной. Мы рекомендуем использовать на яхте именно двойной шкотовый узел. Поскольку этот узел брат беседочного узла, развязывается он подобным образом. Как завязать шкотовый узел пошагово покажет Саша Горон:

8 основных способов вязки морских узлов

Чтобы правильно завязать морской узел, в первую очередь, нужно запомнить, что закрепленный конец каната называется коренным, а подвижный – ходовым. Существует несколько простых примеров вязки, которые пригодятся и в быту, и во время активного отдыха.

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Узел восьмерка

Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Прямой узел

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Читать еще:  Как поймать большую щуку

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.

Узел Штык

С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.

Схема воровского морского узла

Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.

  1. Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  2. Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  3. Затягивают оба двойных конца.

Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Узел Удавка

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector