Как выглядит катер
Очень коротко о прошлом
Двигатель внутреннего сгорания, в качестве главного двигателя для малотоннажного судна, заграница узнала в 1888 году. Два года спустя первые моторные катера зарубежной постройки появились и в России, а с началом XX века водно- моторный спорт в России стал приобретать признаки массовости. Правда, все катера были зарубежной постройки.
Тринадцать лет спустя петербургский промышленник Александр Леонтьевич Золотов в 1901 году построил первый моторный катер «Стёпа», чем положил начало отечественному моторному катеростроению.
A.Л. Золотов происходил из старинного купеческого рода, но не поддержал семейных традиций и всю свою жизнь посвятил моторному катеростроению.
A.Л. Золотов (1869-1944)
Увлечению водно-моторным спортом способствовало то, что летняя дача Золотовых находилась на берегу Большой Невки в Старой Деревне, а рядом, на территории бывшей дачи камергера Дурасова, располагался Санкт-Петербургский яхт-клуб.
Конец XIX и начало XX веков ознаменовались зарождением моторного катеростроения не только за рубежом, но и в России. Этому способствовали создание в Германии в 1889 году первого судового двигателя внутреннего сгорания, а также организация в 1902 году на заводе Г.А. Лесснера специальной мастерской для производства двигателей для катеров. Правда, эти двигатели изготавливались по типу двигателей германской фирмы «Даймлер», но тем не менее это были уже отечественные двигатели. Вначале эти двигатели предназначались для нужд ВМФ России, но впоследствии лесснеровские моторы стали использоваться при постройке отечественных катеров гражданского назначения.
Первый моторный катер “Степа” (6,9 м, 2,5 л.с, 6 уз)
Появление судовых двигателей активизировало строительство моторных катеров.
И в России начинают строить катера!
Пионерами катеростроения в России стали A.JI. Золотов и велосипедная фабрика Б. Старлея, позже к ним присоединились мастерская Санкт-Петербургского речного яхт-клуба и фирма «А.Г. Лесснер».
В 1903 году Золотов построил свой второй катер «Потеха». Этот катер имел корпус из дуба, бензиновый двигатель и в носовой части закрытую рубку-убежище.
Для нас история сохранила имена тех, кто стоял у истоков проектирования катеров и кто закладывал основы искусства проектирования малотоннажных судов.
Это петербургский яхтсмен и конструктор-любитель Владимир Николаевич Пыл- ков, автор книги «Как построить моторную лодку», инженер Павел Николаевич Беляев, инженер Николай Яковлевич Лушев.
К 1904 году катера в России исчисляются уже десятками, все эти катера имеют бензиновые, керосиновые или спиртовые двигатели, в том числе двигатели отечественного производства с мощностью от 6 до 50 л.с.
В 1905 году в общее количество катеров Золотов делает очередной вклад в виде двух моторных лодок и катера «Варяг», построенных в собственной мастерской в Старой Деревне.
К 1906 году постройкой катеров в Санкт-Петербурге занимаются мастерская Золотова, мастерские Речного и Петровского яхт-клубов, вновь открытая в Старой Деревне мастерская И.В. Щукина, мастерская А.К. Боголюбова на Коломенской улице, судостроительная фирма Лебедева, построившая в 1907 году первый в России глиссирующий катер. Снабжением петербуржцев катерами занимаются также товарищество «Невский гараж» на Невском проспекте и магазин И.Г. Кебке в районе реки Смоленки.
Моторный катер “Потеха” (9 л.с., 10 уз)
Моторный катер «Эх-ма» (15 л.с., 10уз)
Верфь моторных судов А.Л.Золотова в Старой Деревне
В 1907 году АЛ. Золотов строит для себя моторный катер «Эх-ма». Этот комфортабельный катер был построен не без элементов роскоши, имел корпус из дуба и ясеня, просторную каюту, большие бортовые иллюминаторы, верхний световой фонарь, отличную отделку помещений и американский двигатель «Буффало».
К 1909 году значительно вырос спрос на моторные катера, что вызвало рост производства катеров в существующих мастерских и яхт-клубах, а также создание новых предприятий, специализирующихся на постройке катеров. С этого времени катеростроительная индустрия России заработала в полную силу. В числе многочисленных катеростроительных предприятий Северо-запада стоит отметить такие крупные петербургские и финские верфи, как «Северного товарищества промышленности и торговли», «Абосская судостроительная верфь», «Боргосская судостроительная верфь», «Андре и Розенквист» и конечно верфь Золотова.
Вот о верфи Золотова и пойдёт дальнейшее повествование, так как это единственное специализированное предприятие России, которое в течение более 100 лет пережило бури мировых войн, революций, гражданской войны и сохранило свой профиль. Долгое время в годы социализма верфь была ведущим предприятием по спасательной технике и малотоннажным судам.
Выросший спрос на моторные катера, приобщил Золотова к сфере их активного производства. Кустарная мастерская на старо-деревенской даче была не в состоянии удовлетворить всё увеличивающееся количество заказов. Это побудило Золотова, как всякого нормального предпринимателя, не отказываться от поступающих заказов, а расширять производство.
Так мастерская Золотова стала преобразовываться в судостроительную верфь.
Там же в Старой Деревне вблизи своей дачи Золотов совместно с Н.Я. Душевым приобретает земельный участок, на котором и закладывается новая верфь. Так появилась «Санкт-Петербургская верфь моторных судов».
На этой пока ещё полукустарной верфи строились самые разнообразные деревянные катера небольших размерений с водоизмещающими обводами и импортными двигателями, больше открытые, но и полузакрытые с каютами-убежищами и палубными надстройками.
Будучи большим любителем и энтузиастом моторного катеростроения, а также любителем водно-моторного спорта, Золотов охотно принимал заказы не только на прогулочные катера, но и на спортивные, которые строились по проектам лучших иностранных фирм. Как человек новаторского мышления, Александр Леонтьевич не был просто производителем, он всегда стремился создать что-то новое, внести усовершенствование в существующие конструкции, а также, будучи одарённым человеком, совместно с Н.Я. Лушевым разрабатывать новые конструкции катеров по своим качествам не уступающим катерам, созданным профессионалами.
О новаторстве Золотова в катеростроении говорит не только тот факт, что им был построен первый отечественный моторный катер, но и то, что на верфи были построены первые катера с воздушными винтами. Эти катера предназначались для исследования Пинских болот, где никакая иная моторная водоплавающая техника не могла пройти. В этих судах уже проглядывались и туполевские аэросани и амфибийные суда на воздушных подушках. И именно из-за своего новаторства золотовская верфь завоевала авторитет и известность в России.
Накануне Первой мировой войны верфь строила катера не только для частных заказчиков, но и для Министерства путей сообщений.
Забегая вперёд, уместно вспомнить, что новаторская мысль и конструктивная новизна создаваемых плавсредств по традиции присутствовала на протяжении всего периода деятельности предприятия до момента приватизации в 1993 году и ещё несколько лет по инерции, пока ещё существовал старый коллектив с его специалистами и сложившимися традициями.
Как выбрать лучший катер для рыбалки
Катер для рыбалки – это небольшое, маневренное судно с высокими бортами и двигателем, мощность которого зависит от типа и размера конкретной модели. Рыболовные катера могут быть оснащены разнообразным оборудованием – электронными приборами, стойками с держателями для удилищ (их называют стаканами), удобными креслами, опорами для эхолотов, ящиками для снастей и др.
Лучший катер для рыбалки должен быть безопасным, надежным и удобным в эксплуатации. Приобрести даже самую простую модель – удовольствие недешевое. Чтобы сделать правильный выбор, важно знать, каких типов бывают катера, технические характеристики и особенности каждого вида.
Разновидности катеров для рыбалки
Рыбацкие катера бывают трех видов: пресноводные (или речные), морские и океанические. Комплектация оборудования зависит от размеров судна и его предназначения. Существуют категории подтипов «река-море» или модели, которые подходят и для комфортной рыбалки различными способами, и для отдыха в большой компании.
Катера рыболовные отличаются размерами, степенью прочности корпуса и способностью судна противостоять воздействию внешних сил (остойчивостью). Длина корпуса от 4 до 10 и более метров. Мотор навесной или встроенный (стационарный) различной мощности. Есть и общий момент – в каждом судне для безопасности пассажиров имеются полости, которые заполнены полиуретановой пеной или другим плавучим материалом.
Отличия катеров по материалу корпуса
Корпус изготавливают из алюминия, пластика или стеклопластика. У каждого материала есть свои плюсы и минусы – катера из алюминиевых сплавов считаются самыми надежными, но и стоимость таких судов высокая. Пластик уступает в прочности и долговечности, но такие модели легче по весу и гораздо экономичнее. Рассмотрим преимущества каждого варианта.
Алюминиевые катера
Корпуса из чистого алюминия производят редко, обычно используют сплавы алюминия с магнием. Такое сочетание делает корпус прочным и устойчивым к коррозии и к воздействию соленой воды. Толщина листов зависит от назначения судна – морские и океанические катера имеют более толстые борта.
Соединяются листы с помощью двухсторонней сварки или с применением заклепок. Сваривают различными способами – аргонодуговая сварка, роликовая и контактная. Такие катера не захватывают воду на крутых поворотах и не боятся больших волн. При вибрациях герметичность сварного корпуса не нарушается.
Фиксация алюминиевых листов заклепками уступает в надежности соединения. Периодически их надо проверять и подтягивать, поэтому сварные корпуса пользуются большим спросом. Металлические катера для рыбалки универсальны – их производят всех типов и размеров.
Катера из стеклопластика
Стеклопластиком называют стеклоткань высокого качества с различными наполнителями (полимерные смолы, волокна из кварца и другие), которые придают материалу дополнительную прочность и упругость. Катера из стеклопластика менее устойчивы к механическим воздействиям, чем металлические, но способны выдерживать и сильные удары волн, и вибрацию двигателя. По весу они легче, поэтому судно может ловко маневрировать.
Из стеклопластика чаще всего изготавливают катера для рыбалки на реке. Данный материал не гниет и не рассыхается, устойчив к коррозии и не разбухает от воды.
Пластиковые катера
Пластиковые катера для рыбалки значительно уступают в прочности катерам из металла и стеклопластика. При эксплуатации надо осторожно выбирать места для швартовки, избегая твердых, каменистых поверхностей. В зимний период судно из пластика надо хранить в отапливаемом помещении.
Главные достоинства катера из пластика – легкость конструкции и его стоимость. Можно выбрать мотор меньшей мощности, что также сэкономит средства. Его удобно транспортировать и спускать на воду.
Комбинированные модели
Набирают популярность катера, у которых нижняя часть сделана из металлических сплавов, а верхняя – из стеклопластика. Такие модели легче алюминиевых катеров, но в надежности и долговечности практически им не уступают.
Отличия по конструкции
Катера для рыбалки различны не только по размеру и дизайну, их конструкции также многообразны.
Основные отличия:
- по форме днища – наиболее популярны модели с V-образным днищем, за счет которого развивается высокая скорость в сочетании с мягким ходом судна (выпускают корпуса со ступенчатым днищем, сводчатые конструкции и другие);
- по типу корпусов – глиссирующие и водоизмещающие;
- по форме кормы и носа – остроконечная или закругленная;
- по ширине палубы;
- по высоте бортов, наличие каюты или навеса и прочее.
Рулевая стойка может быть одна (односторонняя) или устанавливаются две раздельные консоли – одна для рулевого, другая для пассажира. В металлических моделях проводят закладку пенопласта или его аналогов между бортов судна, благодаря чему катер становится непотопляемым.
Технические особенности
Оборудование у катеров для рыбной ловли может быть различным, комплектация морских и речных катеров неодинакова.
Основные составляющие:
- двигатель (на пресноводных моделях обычно устанавливают водомет);
- якорь, чтобы катер можно было зафиксировать;
- навигатор, необходимый для определения своего местонахождения или поиска прикормленных мест;
- эхолот (в морских катерах он обычно в базовой комплектации с навигатором);
- держатели и зажимы для удилища;
- ящики для улова.
Оборудование для троллинга (даунтригер, электромотор с автопилотом и круизконтролем и другое) обычно устанавливают на морские и океанические судна, поскольку на реке такой способ рыбалки используется крайне редко.
Каютные катера для рыбалки и отдыха предусматривают наличие холодильника и встроенных баков для топлива и пресной воды, такие модели часто оснащены современной электроникой. Малые катера для рыбалки на реке устроены проще – мягкие или жесткие сидения (банки) и тент, чтобы укрыться от непогоды.
Как выбрать катер для рыбалки
Каждая модель имеет в комплекте инструкцию, в которой производитель четко указывает правила эксплуатации катера. Чтобы выбрать нужную категорию, важно учитывать такие вопросы:
- Где будет проходить рыбалка – на речных водоемах или на море?
- Какой вид рыбалки предпочтителен – в одиночку или в компании?
- Подразумевается ночлег или достаточно провести с удочкой несколько часов?
- Какой способ ловли предпочитает владелец?
- Важно, чтобы судно развивало высокую скорость, или нужно просто добраться до условного пункта?
Катер для рыбалки с каютой алюминиевый подойдет владельцу, который любит рыбачить и на реке, и на море с семьей или в компании друзей. Стационарные водометные катера для рыбалки – это идеальные судна для тех, кто рыбачит на мелководных реках с каменистым или коряжистым дном.
Для людей, которые не только профессионально занимаются рыбалкой, но и любят прокатиться на высокой скорости, выпускают специальные катера для спортивной рыбалки. Рыбаки-одиночки предпочитают выбирать мини-катера для рыбалки – ими легко управлять самостоятельно и транспортировать без посторонней помощи.
Рейтинг лучших моделей
Трудно с ходу разобраться в том количестве моделей разных видов, представленных на рынке. В помощь покупателю предлагается рейтинг лучших катеров для рыбалки:
- NORTHSILVER WOLF DC Морской катер для морской рыбалки. Производство Финляндии. Пятиместное судно с полной комплектацией и высокими техническими характеристиками. На носу катера имеются специальные релинги, установленные для большей безопасности.
- Weldcraft, модель Ocean King. Производство США. Водометный катер с необходимым оборудованием для рыбной ловли. Корпус выполнен из цельносварного холоднокатаного алюминия.
- WYATBOAT 470 Open. Производство Россия. Малый катер с тентом для речной рыбалки. Корпус комбинированный – с внешней стороны алюминиевый, внутри отделка из стеклопластика. Удачная компоновка консолей делит палубу на 2 просторных кокпита.
- Smoker Craft 182 Pro Mag. Спортивный катер для рыбалки в компании. Производство США. Мощный двигатель развивает большую скорость, откидные сидения и удобный проход к носовой части создают дополнительную эргономику.
- BELLA 620C. Морской рыболовный катер с кабиной. Производитель Финляндия. Мощное и маневренное судно с множеством рундуков и сиденьями, которые трансформируются в 2 спальных места. Отличается надежностью и высокой шумоизоляцией.
- Беркут S. Компактное судно для рыбалки в пресных водоемах. Производитель Россия. Надежная экономичная модель длиной 4,3 м, укомплектована самым необходимым оборудованием. Функциональность можно повышать за счет дополнительных элементов.
Важно знать, что по законам РФ, отсутствие документов на судно любого вида и размера является административным нарушением и влечет за собой наказание в виде штрафа или обязательных административных работ.
Лучший катер для рыбалки должен быть надежным, удобным в эксплуатации, функциональным и безопасным. Если при выборе модели внимательно изучить технические характеристики и соблюдать правила использования, то в будущем не придется сожалеть о потраченных средствах и времени.
Какие бывают лодки, катера и яхты: виды и их отличия
Типы и виды яхт
Тип яхты определяется типом двигателя. Парусные яхты движутся при помощи силы ветра, моторные – с помощью двигателя с лошадиными силами. По современным правилам безопасности сегодня аварийным двигателем снабжаются все парусные судна, вплоть до спортивных. А вот на моторных, установка парусов не предусмотрена. Но существует еще разновидность: парусно-моторные и моторно-парусные яхты. В первом варианте основным движителем является парус, а во втором – мотор, а парус является лишь декоративным элементом.
Сегодня отрасль яхтостроения стремительно развивается. Конструкторы усовершенствуют существующие модели и создают совершенно новые типы. Так, набирают популярность двухкорпусные судна, их еще называют катамаранами. Появились даже трехкорпусные яхты — тримараны. Особый интерес представляет новинка сезона – «рассекатель волн». Это совершенно новая конструкция, которая сверху является однокорпусной яхтой, а снизу имеет два боковых поплавка (видео), как у катамарана. Конечно, данная модель имеет много преимуществ, но приживется ли она в яхтинге — покажет время.
Парусные яхты
Парусные яхты являются самыми привлекательными и подходящими как для морских прогулок, так и для спортивных соревнований. Они могут быть крейсерскими, гоночными и смешанными. Крейсерские предоставляют возможность замечательно отдохнуть в комфортабельных каютах, имеют все необходимое для проживания туристов и совершения многодневных морских путешествий.
Гоночные яхты
Гоночные яхты совсем не имеют кают, у них нет ничего лишнего, что бы препятствовало наращиванию скорости. Такие яхты участвуют в непродолжительных гонках и имеют только кокпит для экипажа. Гоночно-крейсерские оборудованы непритязательными каютами, в которых размещено только самое необходимое для экипажа. На таких яхтах приходится жить команде от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от длительности парусных регат.
Крейсерские яты
Крейсерские яхты сегодня самые востребованные. Все большее количество туристов желают испытать острые ощущения, увидеть морские дали, полюбоваться прибрежными и островными видами с палуб комфортабельных яхт. Здесь есть все необходимое оборудование, поддерживающее жизнедеятельность судна и создающее комфорт путешественникам. Такие судна оборудованы холодильными, вентиляционными системами, имеют изысканный интерьер, оборудованы зонами отдыха и купания в открытом море. Их вместительные помещения позволяют создавать дополнительные запасы воды, питания, горючего.
Моторные яхты
Моторные яхты более комфортны для морских путешествий, особенно при легких порывах ветра. Они могут развивать скорость до 14 узлов. Особенно хорошо ощущают туристы себя на таких яхтах при якорных стоянках. Эти судна предназначены для межостровных переходов, для путешествий от бухты к бухте, для неспешных прогулок по красивейшим местам планеты. Однако, эти путешествия не могут быть длительными, так как при сильных порывах ветра и больших волнах, передвижение становится дискомфортным и даже опасным. В таких суднах отсутствует длинный киль, поэтому во время шторма яхту сильно трясет. Зато при спокойной погоде морская прогулка доставит вам незабываемые впечатления.
Килевые, Швертботы и компромиссы
Чтобы обеспечить устойчивость яхты, применяются различные способы. В зависимости от этого яхты подразделяют на килевые, швертботы и компромиссы. В килевых яхтах днище плавно переходит в балластный киль, который называют фальшкиль. Он позволяет смещать центр тяжести вниз и защищает судно от дрейфа под парусами. Существуют также, яхты с выдвижным килем (фото). В шверботах имеется выдвижной киль — шверт, препятствующий сносу, а изменение центра тяжести достигается перемещением экипажа по бортам.
Компромиссные варианты оборудованы и фальшкилем и выдвижным швертом. Современные комфортабельные крейсерские яхты также имеют швертботы, что позволяет при необходимости поднять шверт полностью и причалить к берегу. Еще существуют модели с двумя швертами, что дает возможность сохранять вертикаль яхты даже при отливе на мелкой воде. Одномачтовые яхты носят название шлюп, многомачтовые — шхуна, они имеют разнообразное парусное снаряжение.
По количеству корпусов
По количеству корпусов яхты подразделяются на однокорпусные, двухкорпусные — катамараны, а также трехкорпусные — тримараны и даже многокорпусные — полимараны. Большой популярностью пользуются парусные катамараны. Они очень комфортны, на них практически никогда не укачивает, так как два отдельных корпуса скреплены между собой и не позволяют раскачиваться в стороны. Надстройка, которая соединяет их, обычно является огромной кают компанией, где можно комфортабельно отдохнуть, любуясь прекрасными морскими пейзажами.
Экстерьер судна
Исходя из экстерьера судна, яхты могут быть очень разнообразными. Но наибольшей популярностью пользуются классические конструкции. Дизайн 19-го века до сегодняшнего дня считается эталоном красоты. Идеальное сочетание формы и наполненности яхты всем необходимым делает ее самой модной независимо от времени и места. Современные конструкторы повторяют классические формы, добавляя в каждую что-то свое, то, что подсказывает личное воображение и технический прогресс.
Помимо экстерьера и корпусности яхты, важное значение имеет ее автономность плавания. Она определяется временем нахождения в море в автономном режиме. Автономность влияет на дальность плавания и удаление судна от берега. Конечно, выбирая яхту, необходимо первоначально учитывать ее автономность, ведь от этого будут зависеть материальные затраты при ее строительстве, что существенно влияет на финальную цену.
Автономность напрямую зависит от запасов топлива. Если на судне установлены сверхмощные двигатели, то для них потребуется значительный запас горючего. А для этого необходимы дополнительные баки, что значительно увеличивает вес яхты, а значит потребуются еще мощнее двигатели. При этом получается замкнутый круг. Так что не всегда при больших габаритах яхты можно уйти на значительные расстояния. Аварийный запас топлива должен составлять 5-10%. Поэтому оптимальный вариант – уходить от базы не более чем на 100 миль. Этого вполне достаточно чтобы совершить увлекательное путешествие в море на яхте.
Отличие между яхтой, катером и лодкой
Раньше считали, что если судно с подвесным мотором – то это моторная лодка, если стационарным, то это катер, а если парусная, то яхта. Так же как и секса, моторных яхт в Советском союзе не было. Когда мы видим на воде 6-ти – 8-ми метровое судно, со спаренными моторами по 300 лошадиных сил, и со всеми прелестями жизни, язык не поворачивается назвать это чудо “лодкой”. Тоже самое с 18-ти метровыми трехпалубными “катерами”. Вы не когда не ошибетесь, если будите различать их по нескольким признакам.
- Судно длиной до 2-х метров – это маломерная лодка. Таким судном вы смело сможете управлять, пройдя 3-х дневный курс обучения. Моторная лодка – это маломерная лодка с подвесным мотором, считается бюджетным вариантом. Моторная лодка отлично подойдет для рыбалки. Так же на лодке можно выехать с друзьями на остров.
- Судно со стационарным мотором называется катером. Традиционная длина катера 5-10 метров. Катера бывают разные, начиная от маленьких рыбацких и заканчивая скоростными гоночными болидами.
- Судно с повышенной комфортностью длинной от 10 до 20 метров называется яхтой. Отлично подходит для летнего отдыха как с друзьями, так и с бизнес партнерами. Так же отлично подойдет для повседневной жизни вовремя путешествий по миру.
Виды парусных судов
Как говорится “цель оправдывает средства”. При выбор судна очень важно определиться для себя, с какой целью вы хотите взять в чартер или купить – яхту, катер или катамаран. В отличие от универсальных моторных лодок, катера от шести метров и выше имеют свое назначение. Испортить настроение вам и вашим близким даже в маленьком путешествии способна открытая спортивная посудина. Также вам будет не очень приятно кататься на лыжах за десятиметровым круизером, который в час расходует от 80 до 120 литров топлива.