Как вяжется морской узел
Как научиться правильно вязать морской узел?
Ежедневно каждый из нас сталкивается с таким понятием, как узел. С этим словом связан процесс завязывания мужского галстука или женского платка, спортивных шнурков. В быту, на природе, на даче, а также во время охоты и рыбалки данное понятие просто незаменимо.
Область применения и виды
Морские узлы широко используются в разных сферах деятельности. Они незаменимы для того, чтобы привязать лодки и легкие якоря, для поднятия груза, для крепежа тросов, для обвязок и беседок, а также для спускания с высоты различных предметов, для крепления нескольких шестов при строительстве шалаша или вигвама.
Указанный способ крепления востребован в путешествии, при проведении строительных мероприятий, рыбалке, туристическом походе и на флоте.
Как показывает практика, часто используют на рыбалке следующие виды морских узлов:
Фламандская петля
С помощью нее крепится воблер за кольцо на передней части лопатки и поводок борда.
Тещин
Узел помогает закрепить карабины и вертлюга.
Рыбацкая петля
Формируется для поводка, когда необходимо соединить с главной леской. Распространенное название «петля в петлю»
Чтобы закрепить крючки, применяют следующие виды вязания креплений:
Накидная петля
Прочность более 90%. Применяется для крючков с лопаточкой.
Марка
Прочность более 90%.
Морские узлы, задействованные в качестве соединительного элемента лески:
Восьмерка
Представляет собой петлю, при помощи которой происходит привязывание и крепится воблер. Используется на концах рыболовных снастей снастей, чтобы исключить выпадение слетание с лески элементов оснастки.
«Двойной рыбацкий»
Используется в качестве соединения лесок неодинакового диаметра.
Стопорный
Узел предназначен для скользящего поплавка.
Узлы веревочные:
Булинь
Предназначен, чтобы завязывать не затягивающуюся петлю. Основное применение – якорная веревка.
Швартовый
Применяют во время остановки судна у причала.
Прямой
Используется для крепления и соединения тросов равного диаметра. Когда задействованы достаточно сильные нагрузки на соединенные тросы, данный вид узла способен плотно стягиваться. Чтобы предотвратить подобное стягивание применяется деревянную планку.
Рифовый
Он необходим при креплении штертов чехлов судов, а также при соединении ходовых концов тросов.
Плоский узел
Используют при соединении тросов разного диаметра.
Простой штык
Узел необходим для закрепления швартовных тросов к причалам.
Шкотовый узел
Используется в ситуациях, когда необходимо связать тросы, где один из них содержит коуш.
Калмыцкий
Данный вид крепления широко применяется, когда требуется подать нужные инструменты, ведра и разные предметы на мачту, за борт, в момент проведения необходимых работ.
Беседочный узел
Данный способ используется, чтобы закрепить предохранительный трос, обхватив пояс человека, который выполняет работы на мачте или за бортом.
Как правильно вязать?
- Чтобы правильно завязать определенный узел, необходимо сначала изучить основные виды распространенных морских узлов.
- Ознакомиться с основными понятиями, такими как ходовой и коренной конец.
- Изучить схему завязывания определенного узла.
- Постоянная тренировка. Неопытные люди, которые редко завязывают узлы, часто забывают технику его выполнения, поэтому только на практике можно научиться формировать узел.
- Вязание узлов носит индивидуальный характер, потому что один и тот же узел может быть завязан разнообразными способами.
Рассмотрим поэтапное вязание стопорного узла, применяемого при ловле со скользящим поплавком:
- Выбираем нить, длина которой должна составлять не менее 25 см. Для рыбалки не рекомендуется использовать леску, лучше всего подойдет обыкновенная толстая нитка.
- Складываем нить вдвое и располагаем рядом с леской. Расстояние не должно быть равным. Обязательно, чтобы длина одной стороны не должна превышать 5 см.
- Затем обхватываем самым длинным концом нити вокруг лески и небольшого конца.
- Делаем до 5 оборотов, а потом продеваем длинный конец в получившуюся петлю.
- .Плавно, без резкого упора затягиваем нить и получаем узел. Перед тем, как окончательно затянуть узел, рекомендуется его намочить. Затем хорошенько затянуть. Совет: при создании подобного узла нельзя применять леску. Это приведет к повреждению второй лески.
- Как только вы закончили затягивать узел, удалите лишнюю часть нити, оставив несколько см запаса с каждых сторон.
Морские узлы имеют огромное практическое значение. С их помощью удается выполнить разнообразные действия, направленные на укрепление конструкций, появляется возможность соединить и связать несколько элементов, обеспечить и гарантировать надежность и безопасность при проведении различного рода работ.
Jumanji diving
Place for those who seek to find a way to leave this world behind
Морские узлы для дайверов
Морские узлы… а для чего они, собственно нужны дайверу?
Вроде-бы существует достаточно широкий выбор карабинов, позволяющих прикрепить что угодно к чему угодно. Но вот возникает необходимость срочно прикрепить что-то под водой, подходящего карабина нет под рукой — и начинается веселье!
Неожиданно обнаруживается, что несмотря на то, что кое-кто из дайверов теоретически знает, как завязать булинь или восьмерку, под водой ими практически никто не пользуется. В лучшем случае вяжется прямой узел, а в худшем — создаваемые дайверами конструкции не поддаются описанию!
А ведь нет ничего проще, дешевле и надежнее правильно завязанного морского узла.
В этой статье приводятся основные схемы вязки морских узлов, которые могут пригодиться дайверу. Разумеется, это тоже только теория — для вязки морских узлов нужна регулярная практика — тогда, в случае необходимости, вы сможете пользоваться ими автоматически.
Схемы вязки морских узлов — Булинь
Другое его название «беседочный узел» — от корабельного приспособления для произведения покрасочных работ — петли с доской, на которой сидит человек. Булинь считается одним из наиболее древних и совершенных узлов. В Англии его называют «king of knots» — «король узлов».
Схема вязки булиня:
![]() |
Формируем скрещенную петлю |
![]() |
Поворачиваем петлю запястьем |
![]() |
Обводим ходовой конец вокруг нагружаемой веревки |
![]() |
Заправляем ходовой конец в скрещенную петлю |
![]() |
Держите ходовую часть и боковые сторону петли, при этом потяните вверх коренной конец, чтобы затянуть узел. В зависимости от того, для какой цели вам нужен этот узел, может потребоваться поправить его части перед затягиванием |
Кроме того, можно завязать булинь одной рукой:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Схемы вязки морских узлов — Восьмерка
Восьмёрка – морской узел, получивший название из-за своей формы. Его главное преимущество — лёгкость завязывания и развязывания, даже на мокром тросе.
Как завязать узел восьмёрка:
- Ходовой конец обернуть вокруг основного, вытянуть поверх него, образовав петлю
- Продеть ходовой конец в петлю
- Крепко затянуть
- Узел готов
Схемы вязки морских узлов — Прямой узел
Один из самых простых узлов.
К сожалению, на синтетических веревках под нагрузкой может скользить, поэтому считается ненадежным.
Как завязать прямой узел:
Схемы вязки морских узлов — Ткацкий узел
Похож на прямой, но меньше изнашивает веревку и легче развязывается.
Как завязать ткацкий узел:
Схемы вязки морских узлов — Полуштык
Простой полуштык широко применяется в морском деле и среди дайверов.
Его часто используют как завершающий узел для других морских узлов — он служит страховкой от развязывания основного узла.
Не имеет смысла завязывать более трех полуштыков последовательно — прочность узла в целом при большем числе полуштыков не увеличивается.
В быту узел можно применять в тех случаях, когда трос нужно на время прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например — буксировке автомобиля.
Как завязать узел простой полуштык:
- Обносим конец веревки вокруг точки крепления
- Оборачиваем конец веревки вокруг основного конца и продеваем в петлю
- Затягиваем
- Узел простой полуштык готов!
Схемы вязки морских узлов — Фламандская петля
Фламандская петля — прочная и легко развязываемая петля на конце троса. В дайвинге часто завязывается для пристегивания элементов снаряжения к карабину.
Как завязать узел фламандская петля:
- Сложите конец троса вдвое
- Завяжите на сдвоенной части троса восьерку
- Фламандская петля готова
В заключении хочу напомнить — чтобы не попасть в неприятную или смешную ситуацию под водой учитесь вязать морские узлы на практике — и регулярно освежайте свои навыки!
Более подробно о морских узлах вы можете почитать в книге Л.Н.Скрягина «Морские узлы»
Как завязать морской узел на веревке, схема
Мы ежедневно что-то завязываем, даже не задумываясь об этом — на шнурках, на ленточках и бантиках, на галстуке, в быту и на отдыхе. Так или иначе, узелки присутствуют практически везде. Разберемся с тем, какие из специальных техник завязывания морского узла на веревке могут нам пригодится в экстремальных и походных ситуациях, будут самыми крепкими и надежными.
Как завязать морской узел на веревке, схема
Всем нам известен простой узелок, необходимый, чтобы соединить два конца одной ленты. Но его вариант, использующийся моряками, немного усложнен.
Рисунок 1. Пример соединения двух веревок разными узлами
Чем хорош морской узел на веревке:
- Он связывает элементы одинакового диаметра (Рисунок 1);
- Хорошо выдерживает резкие рывки;
- Не развязывается самостоятельно и не проскальзывает;
- Сохраняет свои свойства даже после намокания.
Как завязывать водяной морской узел
Существует четкая последовательность, как правильно завязать водяной морской узелок (Рисунок 2):
- Расположите ходовые отрезки для вязания параллельно;
- Сформируйте их концами замкнутую петлю, проведя их под корневыми окончаниями;
- Сделайте три оборота ходовых отрезков вокруг корневых концов;
- Следите за тем, чтобы веревки оставались в процессе завязывания параллельными;
- Зафиксируйте конструкцию, одновременно затягивая все ее концы.
Рисунок 2. Схема водяного морского узла
Его можно легко развязать, если:
- Знать составные части, их всего две — ходовая и корневая;
- Ослабить натяжение — петли будут четко видны и задача не составит особого труда.
Разновидность морских узлов
Видов морских плетений бесконечное множество (Рисунок 3).
Среди них чаще всего используются:
- Восьмеркой;
- Бабочка или пчелка;
- Беседочный;
- Прямой или простой штык;
- Якорный.
Рисунок 3. Примеры разных морских узлов
Кроме того, все они классифицируются по своему целевому назначению или используемому для них материалу:
- Для связывания веревочных и тросовых частей — кинжальный, бабий, дубовый или водяной;
- Чтобы укрепить основу тросов или канатов — юферсный, устричный или кровавый;
- Накидные со свободными не затянутыми петельками — жилковый, совершенный, бурлацкий;
- Классические на затяжку — восьмерка и удавка;
- Декоративные и особые с оригинальными названиями — турецкий, кошачья лапа, амфорный и королевский, т.д.
Прямой
Универсальное плетение, известное еще со времен древнего Египта (Рисунок 4). Прямой узелок представляет собой два полуузла, которые последовательно завязываются в разные стороны один над другим. При этом, он может сильно затягиваться при большой нагрузке и сильном намокании, что не мешает его быстрому развязыванию в течение пары секунд.
Рисунок 4. Прямой морской узел
Рифовый
Рисунок 5. Рифовый морской узел
Восьмерка
Самое распространенное плетение (Рисунок 6), оно:
- Является прекрасным стопором, надежно закрепляющим конец троса или каната;
- Применяется для закрепления веревочного стартера механизаторами;
- Не портит крепежный элемент, так как не имеет на нем мертвой затяжки;
- Просто поддается развязыванию.
Рисунок 6. Морской узел восьмерка
Плоский узел
Его основная цель — завязывать канаты разной толщины.
При наличии четырех точек пересечения, он:
- Гарантирует надежность соединения и не затягивается намертво;
- Равномерно распределяет нагрузку, так как не имеет сильных перегибов.
Все эти качества сильно зависят от правильного исполнения, поэтому принцип вязки не приемлет каких-либо отклонений (Рисунок 7).
Рисунок 7. Плоский морской узел
Простой штык
Легкое плетение элемента позволяет держать нагрузку в любом из направлений и развязывать его под ней без особых усилий.
Как правильно завязать морской узел на веревке, схема — можно узнать из этого простого способа (Рисунок 8):
- Оберните полтора раза канат вокруг столба, дерева или камня;
- Проведите ходовой конец сверху коренного и заведите его снизу, пропустив из-под коренной части в получившуюся петельку — у вас получится один шлаг;
- Затяните его и повторите свои действия, затем завяжите контрольный узелок.
Рисунок 8. Морской узел простой штык
Шкотовый узел
Его также рекомендуют использовать для связывания лесок и крепежных соединений разной толщины. Материал большего диаметра применяется для обычной петли, но и на одинаковых по диаметру частях, крепление держит ничуть не хуже.
Инструкция по шагам расскажет вам, как правильно завязать шкотовый узел на веревке (Рисунок 9):
- Сделайте петельку на более толстом канате и держите его в одной руке;
- Проденьте более тонкий тросик через нее и заведите за основной и больший концы;
- В завершении — протяните тонкую часть под петлей.
Рисунок 9. Шкотовый морской узел
Калмыцкий
Этот тип применяется на парусных и российских суднах. Он издавна использовался в военно-морских целях и подходит для временной привязки кораблей в порту и гужевых повозок к столбу.
Следуйте инструкции, чтобы научиться завязывать калмыцкие веревочные узелки (Рисунок 10):
- Возьмите ходовую часть и сделайте петельку, не обматывая веревки и еще одну в противоположную сторону;
- Протяните главный конец в первую из них и сложите вдвое, снова проведите его складкой в ближайшее полукольцо первой петельки;
- Накиньте вторую петлицу на устойчивое дерево или столб и затяните за корневой конец.
Рисунок 10. Калмыцкий морской узел
Беседочный узел
Благодаря своей простоте и надежности, булинь применяется в туризме и альпинизме, морском деле. Он вяжется на краю веревки и представляет собой не затягивающуюся красивую петлю (Рисунок 11). Полезный навык — умение вязать его одной рукой пригодится в ряде экстремальных ситуаций.
Рисунок 11. Беседочный морской узел
Как правильно вязать?
Чтобы знать, как правильно завязать морской узел на веревке, вам понадобится не только схема, но и ряд полезных советов, как сделать фиксирующий элемент действительно надежным:
- Терпение и снасть, изготовленная из натурального материала, мягкая и не сильно большая в сечении;
- Инструкция с подробной схемой, которой необходимо следовать без изменений;
- Постоянная практика в завязывании — выполнить действие два-три раза недостаточно, чтобы запомнить последовательность вязки;
- Следование операциям, а не знание названий, так как те могут отличаться в зависимости от источников.