Ragefish.ru

Как вязать туристические узлы

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Читать еще:  Рыба горячего копчения в домашних условиях

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующая часть будет посвящена полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

План-конспект «Туристические узлы»

Елена Ивановна Рогачева
План-конспект «Туристические узлы»

план-конспект по теме:

«Туристические узлы

РАЗРАБОТАЛА: учитель физической культуры МБОУ СОШ №1 с. Успенского Успенского р. Краснодарского к.

Рогачева Елена Ивановна

Цель занятия: – изучить виды туристических узлов;

Формирование у воспитанников основных знаний по технике вязания узлов.

Привить устойчивый интерес к занятию туризмом и спортом. Воспитание коллективизма, «чувства локтя», ответственности, умения работать в группе.

Совершенствовать координацию движений, гибкость пальцев, быстроту, точность и правильность выполнения действий. Развить у детей устойчивые навыки, необходимые в проведении походов и участии в туристских соревнованиях.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, дидактичесие карточки, репшнур 8 мм – 16 шт. (1-1,5 м)

Тип занятия: объяснения нового материала

1.Литература: Балабанов И. В. Узлы. http://www.kis.ru/

nterm/knots/knots.html . «УЗЛЫ»: Москва; ISBN 5901049276.

2. Захаров П. П., Степанко Т. В. Школа альпинизма.Начальная подготовка: Учеб. издание. – М. : Физкультура и спорт, 1989.

3. Кальман Г. В. Узлы. Техника вязания и применение. – М. : ООО “ВСВ-Сфинкс”, 1997.

4. Попов А. А. «Вязание узлов, предназначенных для страховки»,2011.

Ход ЗАНЯТИЯ.

1.Подготовительная часть: (5 МИН)

Учащиеся делятся на две команды и занимают места за партами, готовят тетради и письменные принадлежности

Инструктаж по технике безопасности

Прежде, чем перейдём к изучению узлов, хочу обратить ваше внимание на правильность обращения с отрезками верёвок, с которыми нам предстоит работать. Они именуются репшнурами или у туристов, «репами». Итак, первое, и самое главное правило – ни в коем случае нельзя баловаться репшнуром на занятии, бросать его, резко дёргать, хлестаться, привязывать друг к другу, накидывать на шею и т. п. Работать с репшнуром при завязывании узлов необходимо аккуратно, чтобы не захлестнусь концами не свои глаза, ни глаза соседа. Берегите глаза. Ваше здоровье, что называется, в ваших руках, в прямом и переносном смысле этого слова.

2. Изложение нового материала (30мин)

Здравствуйте ребята! Своё занятие я сегодня начну со слов Романа Сефа.

«…Чем больше я знаю,

Тем больше умею.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает…»

Цель нашего занятия – изучить виды туристических узлов. И попробовать завязать их на практике.

Мы сегодня попробуем с вами не получать знания в готовом виде, а совместно со мной находить нужную и правильную информацию по теме.

И начнем мы с небольшой беседы.

Вопрос: Что такое Узлы?

Ответ: Узлы – это способы соединения веревок, лент,

рыболовных лесок, различных нитей и т. п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам.

Кроме того, узлом называется само соединение веревок.

Вопрос: Давайте подумаем, сколько узлов вы знаете?

Ответ: Узлов существует достаточно много, около 700 их видов. Очевидно, что знать и уметь вязать такое

Читать еще:  Смотреть ловля карпа

количество узлов просто невозможно.

Вопрос: Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к применению узлов?

Ответ: Да, существуют. Туристические узлы должны: завязываться просто

(легко запоминаться); не развязываться самопроизвольно под нагрузкой или

после её снятия; не «ползти» при переменных нагрузках;

не затягиваться «намертво» без необходимости;

соответствовать своему назначению.

А сегодня мы с Вами изучим несколько туристических узлов. Необходимых нам для туристической практики. Давайте попробуем разобраться.

Все узлы применяемые в туризме можно разделить на 5 групп.

1 группа – Узлы, для связывания веревок одинакового диаметра.

2 группа – Узлы для крепления веревки к опоре.

3 группа – Проводники

4 группа – Схватывающие

5 группа – Узлы, для связывания веревок разного диаметра.

Самопроизвольно развязывается (“ползёт”, поэтому использование без контрольных узлов допустимо только в бытовых целях.

Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Вяжется с 2 двумя контрольными узлами.

Относится к 1 группе

Вариант прямого узла с петлёй, облегчающей развязывание. Используется как вспомогательный, не работающий под нагрузкой. Вариант с двумя петлями на ходовых концах известен каждому с детства под названием “бантик”.

Ползёт при переменных нагрузках, сильно затягивается.

Не ползёт, под нагрузкой сильно затягивается, используется для связывания верёвок любого диаметра и сочетаний лента-верёвка.

Можно применять для блокировки страховочной системы (беседки и грудной обвязки).

Характеристики аналогичны встречному узлу.

Шкотовый (а-в) и брамшкотовый (г) узлы

Под нагрузкой не затягиваются, но “ползут” при переменных нагрузках.

Шкотовый узел используется для связывания верёвок одинакового диаметра,

брамшкотовый – для верёвок как одинакового, так и разного диаметров. Обязательны контрольные узлы.

Надёжный и красивый. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания верёвок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок.

Проводник (I – петлёй, II – одним концом)

Вяжется как на конце верёвки, так и в середине. Поз нагрузкой сильно затягивается, “ползёт”, особенно на жёсткой верёвке, необходим контрольный узел. Не рекомендуется использовать при больших нагрузках – очень сильно снижает прочность верёвки.

Восьмёрка (I – петлёй, II – одним концом)

Под нагрузкой сильно не затягивается, не “ползёт”, прочность верёвки снижает меньше, чем проводник.

После завязывания “восьмёрки” петлёй рисунок узла получается несколько неправильным и требует корректировки. Объяснить, какой именно, словами проблематично, будете вязать – догадаетесь сами.

Схватывающие узлы: а) Прусика (Prusik) б) Маршара (Marchard) в) Бахмана (Bachman) г) полусхватывающий

Узел Маршара держит гораздо лучше остальных, в том числе при неблагоприятных соотношениях диаметров основной верёвки (отмечена штриховкой) и репшнура, не допускает проскальзывания даже не будучи плотно затянутым перед нагружением. Применяется для самостраховки при спусках и подъемах.

Узел “заячьи ушки”

Образует двойную петлю, что увеличивает её прочность на разрыв. Не ползёт. Под нагрузкой сильно затягивается. Применяют для завязывания узла на концах веревки и также при необходимости в середине во время наведения перил и т. д., на концах блокировки страховочной системы.

встрийский проводник [1], он же обратный проводник [2], он же ездовая петля [3],

он же в просторечии “бабочка” или “пчёлка”

Позволяет сделать надёжную петлю в любом месте верёвки, ослабляя её прочность меньше, чем “проводник” и “восьмёрка”. Может быть использован для вязания верёвочной лестницы (см. также “стремя”).

Позволяет держать верёвку в компактном состоянии при помощи марки (марка – несколько оборотов концом верёвки вокруг сложенных колец). Не заменим при транспортировке верёвки.

Петли узла используют в качестве опоры для ног при подъёме по закреплённой верёвке (само вылаз из трещин и т. п.).

Показан перевёрнутым для удобства вязания.

Чтобы грамотно вязать узлы, конечно, нужна практика. Тот, кому это нужно, будет тренировками закреплять свои навыки. Ведь не все узлы вяжутся просто. Вообще, способность вязать узлы очень индивидуальна. Кому-то несложный узел придется долго запоминать, а кто-то узел со сложным рисунком будет вязать с первого раза.

А теперь давайте поиграем в игру «Верно, Неверно?»

Туристические узлы должны: завязываться просто? (+)

Туристические узлы должны: развязываться самопроизвольно под нагрузкой? (-)

Петли узла «стремя» используют в качестве опоры? (+)

Узел “заячьи ушки” образует двойную петлю, что уменьшает её прочность на разрыв? (-)

Маркировочный узел позволяет держать верёвку в компактном состоянии? (+)

Все узы не «ползут» при переменных нагрузках? (-)

4. Подведение итогов. (5 мин)

– Подводя итоги нашего занятия, хочу ещё раз показать правильность завязывания узлов. Отложите в сторону свои верёвки, всё внимание на меня. На сегодняшнем занятии мы соприкоснулись ещё с одной стороной туристской техники. Теперь вы знаете, что правильно завязывать туристские узлы не такая уж лёгкая задача. А поэтому мы с вами из занятия в занятие будем повторять их, пока не научимся вязать узлы с закрытыми глазами. Ну,а домашнее задание будет следующим: тренируйтесь вязать узлы на круглых верёвках в любое свободное время. Если в течение одной минуты вы сможете завязать один узел, считайте, что свою норму вы выполнили.

А эти слова надо запомнить:

«Хороший узел – это узел, который легко развязать и, который сам не развязывается…» Завязав правильно и крепко узел, ты избавишь себя во время похода от многих проблем. Когда-то завязанный тобой узел сможет спасти тебе жизнь. Чтобы умело и быстро вязать узлы, нужна практика. Практикуйся так до тех пор, пока не научишься завязывать любой узел с закрытыми глазами. И только когда ты научишься делать это автоматически, тогда ты будешь готов применить свое умение в любой ситуации.

Туристические узлы – виды и способы завязывания

С узлами в своей жизни сталкивается каждый человек. Их используют и в повседневной жизни, и в походах, путешествиях, туризме, экстремальных видах спорта. А их видов существует такое множество, что пересчитать их почти невозможно. Если планируется поход, туристическое мероприятие или другой вид активного отдыха на природе, то умение вязать узлы будет прекрасным навыком, который не только приятно удивит друзей, но и окажется полезным в мероприятии.

Читать еще:  Якорь матросова чертеж

Туристические узлы

К туристическим видам узлов предъявляются особые требования:

  • они должны довольно легко завязываться;
  • не развязываться сами под нагрузкой или после снятия нагрузки;
  • не должны затягиваться «намертво» или распускаться при переменных нагрузках.

Петли для туризма по назначению разделяют на следующие:

  • для связывания между собой шнуров одного диаметра;
  • для завязывания верёвок разного диаметра;
  • страховочные (незатягивающиеся петли);
  • для привязывания к опорам;
  • вспомогательные.

Нужно учитывать, что у каждой верёвки есть своя характеристика прочности, а узлами она заметно ослабляется.

Виды туристической вязки

Конечно, многообразие туристских узлов таково, что все их запомнить может только специалист, однако, есть наиболее часто применяемые и популярные, у каждого из которых есть своё название.

Среди них:

  1. Прямой – развязывается самопроизвольно, в связи с чем его используют только вкупе с контрольными узлами. Чтобы завязать его нужны ходовые концы верёвки более пятнадцати сантиметров длиной, его правильность можно определить по тому, что ходовые концы выходят только с одной стороны.
  2. Ткацкий – шнуры одинаковой толщины накладывают друг на друга, потом вяжутся контрольные узлы с обеих сторон и стягиваются, на концах завязываются контрольные узлы. При нагрузках он ползёт и сильно затягивается. Прочность верёвки он ослабляет на 35 процентов.
  3. Встречный – затягивается под нагрузками, он подходит для связывания верёвок любого диаметра или сочетаний верёвки из разных материалов и ленты.
  4. Грейпвайн – очень надёжный, крайне сильно затягивается от нагрузок, им связывают верёвки разных и одинаковых диаметров. Чтобы его завязать, нужно наложить друг на друга две одинаковые по толщине верёвки, с каждой стороны сделать по двойному, похожему на контрольные, узлу, после чего стянуть их.
  5. Проводник – легко завязывается и на конце, и в середине шнура, он затягивается и ползёт под нагрузками, а применяют его в том случае, если нужно к чему-то закрепить верёвочную петлю.
  6. Восьмёрка-проводник – так же, как и предыдущий вяжется в любом месте, делает надёжные петли, при этом особо не затягивается и не расползается под нагрузкой. Ослабляет прочность верёвки на 25 процентов. Метод завязывания: верёвка складывается пополам, на конце делается узел, который похож на цифру восемь, после чего нужно затянуть его и расправить.
  7. Заячьи уши – не ползёт, но стягивается под нагрузками, он образует двойную петлю, которая увеличивает прочность на разрыв. Применяют его в тех местах, где требуется прочная петля.
  8. Булинь – им крепят верёвки к кольцам и другим подобным предметам либо обвязывают вокруг опоры. При переменных нагрузках он расползается, но в целом очень надёжен и не сильно затягивается в случае нагрузки. Концы у него должны быть свободными, петля создаётся поворотом верёвки по часовой стрелке на 180 градусов. После этого опора обносится ходовым концом, конец верёвки продевается в петлю, рабочая верёвка тоже обносится ходовым концом и продевается в петлю с противоположной стороны. Потом затягивается и завязывается контрольная петля.
  9. Схватывающий Пруссика – у него есть два варианта, перемещается он свободно, затягивается при нагрузках. Его особенность в том, что после того как нагрузка будет снята, он легко восстанавливается. Его широко применяют в альпинизме для самостраховки. Но он плохо держится на жёстких верёвках, а на обледенелых не держится вообще.
  10. Схватывающий австрийский – применяется на переправах при натяжении верёвки.
  11. Саморазвязывающийся – также используется на переправах, вяжут его применяя отрезок из основной верёвки. Особенность такой петли в её надёжности и том, что развязывается она без труда даже под большими нагрузками. Чтобы она не развязывалась сама, нужно контролировать петлю с помощью карабина или использовать вместе с ней рифовый узел.
  12. Девятка – у этого узла самая большая прочность из типов «проводник». Она достигает 70-74 процентов.
  13. Академический узел – предназначен, чтобы соединять несколько верёвок разного диаметра. Чтобы завязать академический узел нужно взять верёвки разных диаметров, толстой сделать петлю, а тонкой обкрутить её, после чего затянуть и расправить, а потом завязать с обоих концов контрольные.
  14. Шкотовый – применяется когда верёвка требуется длинная, а в наличии есть только куски, причём разные по толщине. Как вязать шкотовый узел: из толстой верёвки делается петля, тонкая верёвка продевается через неё и обкручивает с обеих сторон. Шкотовый вариант хорошо подходит для постоянных нагрузок, но в случае их отпускания может развязаться.

Как научиться вязать узлы

Чтобы правильно научиться вязать верёвочные петли, нужно понять основные правила и принципы их вязания. Нужно изучить какие из них и для чего вяжутся, какие виды верёвок для этого нужно использовать, а какие применять нельзя. Также нужно помнить такие нюансы, как то, что промокшая верёвка теряет порядка 10% своей прочности, а если она используется на сильном морозе, то она теряет прочность примерно на 30%. Для некоторых типов петель вообще нельзя брать мокрые, заледеневшие или слишком жёсткие варианты верёвок.

Чтобы хорошо научиться вязать узлы, нужно для начала тщательно изучить схему каждого из них. Для каждого из них нарисованы детальные схемы, по которым легко учиться. После изучения схем нужно каждый вариант попробовать на практике и не единожды. Помимо этого, существует множество обучающих видео, курсов и тренингов по вязанию всевозможных петель.

Не стоит сразу разбрасываться на изучение вязания большого числа узлов, лучше начать с нескольких основных и часто применяемых и совершенствовать навыки постепенно. Вязка узлов для туризма может оказаться не только полезным, но и крайне увлекательным занятием.

Важно понимать, что от умения вязать верёвочные узлы может зависеть безопасность и даже жизнь самого человека и его товарищей. Поэтому не стоит начинать заниматься вязкой на практике до тех пор, пока нет полной уверенности в правильности действий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector