Ragefish.ru

Тахометр для лодочного мотора своими руками

Инструкция по тахометрам для лодочного мотора

Разработчики и производители лодочных моторов, как правило, не ставят перед собой задач по оснащению последних какими-либо измерительными приборами. Связано это с тем, что лодочные моторы по сложности несравнимы с двигателями для автомобиля или мотоцикла. Они намного проще и поэтому не требуют каких-либо измерений режимов работы в процессе эксплуатации.

Однако эксплуатация лодочных моторов показала, что во многих случаях крайне необходимо знать реальное число оборотов двигателя, но, к сожалению, определить их без специального измерительного прибора невозможно. Для определения числа оборотов лодочного мотора в режиме реального времени и служит прибор под названием “тахометр”.

Его использование позволяет:

  • провести точные регулировки мотора;
  • подобрать подходящий гребной винт;
  • выбрать наиболее экономичный режим работы двигателя;
  • предотвратить выход мотора из строя, определив, есть ли сбои в его работе.

Виды тахометров для лодочного мотора

Любой тахометр работает как счетчик импульсов в электрической системе двигателя, которые непосредственно связаны с частотой вращения его коленвала.

В отличие от автомобильного двигателя, лодочный тахометр чаще всего получает информацию не от системы зажигания, а от катушек магдино (“динамо+магнето”), которые на подвесных моторах выполняют роль генератора.

Полученные данные тахометром пересчитываются и отображают значение числа оборотов вала двигателя за единицу времени на экране жидкокристаллического дисплея или стрелочном индикаторе.

Классифицируются тахометры по нескольким параметрам и бывают:

  • универсальными, то есть подходящими для разных типов двигателей;
  • предназначенными для работы с каким-либо конкретным типом двигателя (двухтактным или четырехтактным).

Кроме того тахометры подразделяются на

  • аналоговые, в которых число оборотов двигателя отображается на стрелочном индикаторе;
  • цифровые, где информация о количестве оборотов двигателя выводится на цифровой дисплей.

Цифровые тахометры дополнительно могут совмещаться с другими измерительными приборами, например, счетчиком моточасов, которые отработал лодочный двигатель.

Как выбрать

Существующий рынок тахометров для лодочных моторов достаточно разнообразен и представлен как моделями известных брендов, так и продукцией никому неизвестных фирм. Кроме того на рынке можно встретить и подделки.

Поэтому в первую очередь необходимо выбрать надежного продавца (поинтересоваться, где покупали тахометры друзья и знакомые, посмотреть отзывы на интернет-форумах и т.д.).

Выбирая тахометр, необходимо обращать внимание на такие факторы и особенности конструкции, как:

  • Функциональные возможности тахометра. Существуют приборы, показывающие только обороты лодочного мотора.

Но имеются также тахометры, которые, кроме этого, обладают возможностями отображения таких параметров двигателя:

  • количество моточасов;
  • температура;
  • давление масла и многое другое;

Выбирая тахометр, нужно исходить из того, что многие функции возможны только при наличии специальных датчиков, установка и монтаж которых достаточно сложен. Большинство владельцев моторных лодок считают, что оптимальный выбор – это тахометр с функцией подсчета количества моточасов.

Эта функция важна при обкатке нового мотора, а также для определения оставшегося ресурса двигателя. Для этого необходимо выбирать прибор, который отображает количество моточасов как за время одного рейса, так и их общее количество с начала эксплуатации.

  • Соответствие технических характеристик тахометра параметрам лодочного мотора. Здесь важно знать, что существуют тахометры, которые имеют встроенные переключатели режимов работы в зависимости от того, какой двигатель используется, двухтактный или четырехтактный; не имеют переключателей режимов работы и предназначены для работы с одним типом двигателя различных производителей; предназначены для работы с двигателями конкретного производителя. Например, моторы серии DF выпускаются только с 12-полюсными генераторами.
  • Простота установки, монтажа и настройки.
  • Герметичность прибора. В большинстве тахометров герметичность обеспечивается конструктивно, поэтому источник питания можно заменить только разобрав корпус. Однако бывают тахометры, в которых предусмотрена возможность замены батареек без разборки корпуса. Эта, без сомнения, удобная функция может привести к попаданию воды внутрь корпуса тахометра, что приведет к выходу его из строя.
  • Компактность устройства.
  • Стоимость тахометра. Имеет немаловажное значение для определенной категории покупателей, склоняя их к выбору китайского производителя. Однако и среди тахометров китайского производства встречаются надежные модели, выполненные с высоким качеством. Кроме того, известные производители часто предлагают универсальные, комбинированные устройства, часть функций которых может вообще не понадобиться, но зато существенно увеличить цену тахометра.

Кроме того, при выборе цифрового тахометра необходимо убедиться в достаточной:

  • скорости (частоты) обновления информации на дисплее;
  • яркости и четкости отображения цифр на дисплее, особенно в солнечную погоду.

Установка

Установка тахометра сложностью не отличается и доступна практически каждому пользователю моторной лодки. Устанавливается он в зависимости от конструкции либо в приборную панель лодки или катера, либо непосредственно на румпельный (подвесной) мотор.

Предварительно необходимо выполнить несколько несложных операций:

  • определить место, где будет установлен тахометр;
  • определить необходимую длину проводов;
  • в случае установки тахометра в приборную панель, вырезать отверстие по размерам, указанным в руководстве по эксплуатации;
  • приобрести или самостоятельно изготовить жгут проводов, которым будет подсоединен тахометр к лодочному мотору. На жгуте рекомендуется не экономить. Лучше приобрести фирменный жгут необходимой длины, так как его провода соответствуют по цвету схеме соединений, приведенной в инструкции, а также имеют кабельные наконечники и водозащищенные разъемы. Это позволит избежать ошибок при дальнейшем монтаже;
  • с помощью установочных элементов, входящих в комплект поставки, закрепить тахометр на подготовленном месте (приборная панель катера, капот мотора).
Читать еще:  Мотор лодочный воздушного охлаждения

На этом подготовительные работы и установка тахометра заканчиваются и можно приступать к монтажным работам.

Способ монтажа также зависит от конструкции тахометра:

  • Если тахометр не имеет собственного источника питания, то он считывает импульсы непосредственно с катушек магнидо, куда и нужно подключить кабель.
  • Если тахометр оснащен собственным источником питания, то для его подключения необходимо несколькими витками обвить соединительный жгут вокруг свечного провода. Количество витков и расстояние до свечи зажигания оговаривается в руководстве по эксплуатации (ориентировочно от 3 до 6 витков на расстоянии 4 см от свечи). Затем жгут соединяют с клеммами тахометра.

Соединительный кабель необходимо проложить таким образом, чтобы он не касался с горячими или подвижными частями мотора. Все соединения необходимо осуществлять согласно схеме соединений тахометра. Если все соединения выполнены правильно, то после запуска мотора, тахометр сразу же начинает показывать количество оборотов.

Настройка

В общем случае настройка тахометра сводится к установке режимов его работы, которые соответствуют режимам работы подключенных моторов.

Поэтому в случае если:

  • Тахометр предназначен для работы с моторами одного типа различных изготовителей, или их различными типами только одного производителя (все это указано в сопроводительной документации), то при запуске мотора тахометр должен показывать достаточно точное количество оборотов. Точность показаний проверяется сравнением числа оборотов мотора на холостом ходу, указанных в руководстве по эксплуатации, с показаниями тахометра при работе двигателя в том же режиме. В случае несовпадения показателей, привести их в соответствие можно руководствуясь инструкцией.
  • Тахометр универсальный, то нужно селектор режимов работы установить в положение, соответствующее количеству импульсов за один оборот коленвала мотора – если прибор подключается к магнидо. При этом тип двигателя не имеет значения, а количество импульсов указывается в специальной таблице, прилагаемой к руководству по эксплуатации, и типу двигателя (двухтактный или четырехтактный) – если устройство подключено к свечному проводу. Количество цилиндров значения не имеет.

Обзор популярных моделей

Производители лодочных моторов, как правило, не изготавливают измерительных приборов к ним. Эта задача возлагается на фирмы-партнеры. Например, компания Teleflex Marine выпускает большое количество тахометров с логотипом Mercury. При этом она также выпускает тахометры Osculati и фирменные Teleflex.

Также ряд других фирм (Китай, Тайвань) выпускают большое количество тахометров с логотипами Yamaha и Suzuki. Поэтому профессионалы предлагают не зацикливать внимание на “родной” марке тахометра и при его выборе руководствоваться практической целесообразностью.

Рассмотрим несколько наиболее популярных моделей тахометров для лодочных моторов:

  • Yamaha. Цифровой мультифункциональный тахометр 6Y8T-8350T-11-BK выполнен во влагозащитном корпусе. Предназначен для установки в стандартное отверстие 86 мм панели приборов и используется с моторами Yamaha от F50 и выше. На дисплее показывает текущие и максимальные обороты двигателя, а также количество моточасов. Стоимость тахометра – 23615 руб.

Выбираем тахометр на лодочный мотор

Производители маломерных судов, на которых предусмотрена установка подвесных моторов, не комплектуют свои изделия силовой установкой. Выбор марки и модели двигателя оставляют за водомоторником.

Любая пара лодка – двигатель требует регулировки и настройки. Если настройкой автомобилей занимается производитель, то настройкой лодки в паре с мотором приходится заниматься их владельцу. Для регулировки работы мотора используют специальное устройство, которое называется тахометр.

Назначение тахометра

Тахометр является измерительным прибором, предназначенным для установления частоты вращения крутящихся деталей. Он измеряет частоту вращения роторов, валов, дисков и других узлов. В лодочном моторе меряет скорость вращения коленчатого вала. Измерение скорости проводится в оборотах в минуту.

С помощью тахометра можно выполнить следующие задачи:

  • определить максимальные обороты, которые может развивать мотор;
  • контролировать и регулировать обороты двигателя;
  • подбирать гребной винт в зависимости от оборотов двигателя.

Это повышает общий ресурс мотора. Кроме того, тахометры имеют дополнительную функцию: они учитывают общее время наработки, выраженное в моточасах.

Принцип работы

Частота вращения коленвала связана с числом импульсов, подаваемых на свечи зажигания для воспламенения топливной смеси в камере сгорания. Чтобы правидьно выбрать такой прибор как тахометр, рассмотрим основные нюансы его работы:

Читать еще:  Ловля сома на донку с лодки

  1. Тахометр считает электрические импульсы от катушек освещения, которые называются магдино. Считывание импульсов не зависит напрямую от их числа, подаваемого на свечи, а связано с количеством цилиндров и тактов.
  2. Это позволяет использовать тахометр для двухтактных и четырехтактных двигателей с числом свечей от двух до шести. Количество импульсов на катушках за один оборот коленвала определяется числом его полюсных наконечников деленное на два.
  3. На тахометрах имеется переключатель, который выставляет необходимую сумму полюсов на магдино. Это и определяет универсальность тахометра.

Как выбрать тахометр

Рынок аксессуаров и устройств для лодок и моторов разнообразен. Имеются модели известных брендов, недорогих малоизвестных фирм и низкокачественные подделки. Выбирая модель тахометра необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Функциональность. Некоторые модели могут показывать только рабочие обороты, другие дополнительно максимальные и минимальные. Отдельные модели имеют расширенные функции, показывающие:
    • температуру;
    • давление масла;
    • количество наработки мотора в мото-часах.
  2. Соответствие техническим параметрам, заявленными производителями моторов. Тахометры могут иметь встроенные переключатели для 2-х или 4-х тактных моторов. Некоторые модели не имеют переключателей и могут работать только на одном типе мотора. Имеются тахометры для работы только с моторами одного бренда.
  3. Установку и монтаж. С установкой и настройкой тахометра должен справляться любой с минимальными техническими знаниями.
  4. Герметичность. Модели с возможностью замены батареи без разбора корпуса не герметичны, попадание воды приведет прибор к выходу из строя.
  5. Компактность.
  6. Стоимость.
  7. Четкость и яркость экрана, позволяющие отображать информацию в солнечную погоду.

Установка и настройка

В зависимости от типа управления мотором тахометр может быть установлен на румпеле или приборной панели лодки. Длина проводов должна позволять установить тахометр в выбранном месте.

Если установка предполагается на панели, то в ней вырезается отверстие необходимого диаметра. Устанавливают тахометр на приборной панели или на самом моторе с помощью специальных элементов. Подключение тахометра к мотору зависит от наличия компонентов питания:

  • при отсутствии в тахометре батареи кабель подключают непосредственно к клеммам катушки;
  • при наличии в тахометре элементов питания, он подключается к жгуту свечных проводов.

Настройка тахометра предполагает следующие действия:

  1. В универсальном тахометре необходимо установить переключатель в нужное положение, определяющее тип мотора (двухтактный или четырехтактный), количество контактов на катушке зажигания. Инструкция подробно описывает последовательность подключения проводов к контактам катушки.
  2. Тахометр для определенного типа или модели мотора должен сразу показывать количество оборотов, указанных в паспорте мотора. При наличии различий в показаниях тахометра с требуемыми по инструкции необходимо отрегулировать количество оборотов на холостом ходу.

Топ-5 популярных моделей

Производители лодочных моторов сами не выпускают тахометры под своим брендом. Это делают компании партнеры. При этом одна компания может выпускать тахометры для нескольких брендов.

Рассмотрим самые известные из них:

  1. Тахометр RL-HM032R Китайского производителя Runleader. Имеет возможность смены батареи. Предназначен для установки на 2-х и 4-х тактные двигатели. Корпус влагозащищенный. Стоимость 1650 рублей.
  2. Тахометр «Мореман» со счетчиком мотто-часов, универсальный (12 полюсов). Возможность смены элементов питания, герметичен, подключается к проводам свечей зажигания. Стоимость 2500 рублей.
  3. Тахометр Yamaha 6Y8T-8350T-11-BK. Позволяет показывать рабочие и максимальные обороты, время наработки. Устанавливается на панель приборов для моторов мощностью свыше 50 л.с. стоимость 23600 рублей.
  4. Тахометр Flagship. Устанавливается на все моторы Mercuri. Аналоговый, до 8000 об/мин, водонепроницаемый корпус, защитное стекло. Стоимость 5000 рублей
  5. Тахометр Suzuki. Применяют для любых моторов Suzuki до 40 л.с. и оборотами до 7000 об/мин. Не имеет переключателей, так как все 2-х и 4-х тактные двигатели серии DF/DT имеют 12 полюсные генераторы. Стоимость 4400 рублей.

Применение тахометра оправдано всегда. При настройке двигателя и использовании винта с нужными параметрами управление и эксплуатация лодки с мотором будут дарить только положительные моменты.

Тахометр на катер – установка, подключение и количество полюсов

Тахометр – самый главный прибор на катере водномоторника. Тахометру выделяется центральное место на приборной панели катера.
Тахометр просто необходим для контроля оборотов двигателя при подборе винта – мотор должен развивать максимальные обороты рекомендованные производителем путем подбора винта. Для обеспечения скорости, ресурса и экономичности.

Тахометр – представляет собой счетчик импульсов в электросистеме двигателя, напрямую зависящих от частоты вращения коленвала. Пересчитанные прибором результаты измерений отражаются либо обычной стрелкой на циферблате, либо в виде цифр на жидкокристаллическом дисплее.

Тахометр для катера может быть двух видов – цифровой и аналоговый

В век повальной цифровизации это не смогло не отразиться и на тахометрах для катеров – появилось много дешевых цифровых моделей тахометров. Но тем не менее, как правило в качестве тахометра на катере используется стрелочный прибор – глаз человека быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, нежели ее цифровое значение, тем более, что высокая точность во время движения катера не нужна.

Читать еще:  Одноместные надувные лодки

Автомобильный тахометр на катер

Автомобильный тахометр – считает импульсы в цепи системы зажигания – четырехтактный четырехцилиндровый мотор за один оборот коленвала дает 2 импульса для образование искры на свечах.

Тахометр подвесного двигателя – считает электрические импульсы от катушек магдино (магнето). Количество импульсов за один оборот коленвала будет соответствовать количеству катушек – четыре, шесть, восемь.

Поэтому установить автомобильный тахометр на катер без напильника (паяльника) не получится.

Аналоговый тахометр на катере

Работа аналогового тахометра осуществляется по электронному принципу – сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

Стрелочный тахометр – счетчик импульсов от системы зажигания подвесного двигателя от магнето, одинаково работает как на четырехтактных моторах, так и на двухтактных. Количество импульсов определяется количеством обмоток магнето (магдино).

Шкала тахометра лодочного мотора как правило имеет максимальное значение 6000 об/мин. Для большинства лодочных моторов максимальные рекомендованные обороты 5500 об/мин., исключение составляет Suzuki DF140, где максимальные обороты – 6200об/мин (может еще какие нибудь, я не знаю. ).

Так что 6000 об/мин. на шкале тахометра для катера – вполне достаточно, а за счет более крупной цены деления можно более точно считывать показания прибора.

Установка и подключение тахометра

Устанавливая тахометр на панель приборов надо выбрать место, где он будет хорошо виден, желательно чтобы не перекрывался штурвалом. Стандартный диаметр отверстия под тахометр – 87мм.

Не пугайтесь при покупке тахометра, если стрелка прибора не лежит на отметке 0, она упадет после того, как вы его подключите.

Установка на катер и подключение тахометра очень просты – сможет выполнить любой пионер, не говоря уже о водкомоторнике, особенно при наличии фирменного кабеля ценой 20-30$ – останется только соединить разъем.

При отсутствии “фирменного” кабеля для подключения тахометра на катере (состоящего из нескольких кусков разноцветных проводов обмотанных черной изолентой) его можно изготовить самостоятельно и при этом сэкономить 95% от стоимости – этого с избытком хватит на пиво и воблу. Достаточно купить в любом электрическом магазине клеммы и по 1 метру многожильного провода в разноцветной изоляции. Места пайки провода с клеммой необходимо закрыть термоусадочным кембриком.

Не крутить винт калибровочный ADJUST! (винт калибровки тахометра в пределах +/- 3%.) Калибровку необходимо производить при наличии заведомо исправного мастер тахометра на средних оборотах двигателя.

Количество импульсов для правильной работы тахометра

Выбор положения селектора “RANGE SELECTOR” на тахометре зависит от количества катушек на магнето лодочного мотора. Это связано с тем, что магнето подвесных двигателей различаются количеством полюсов, поэтому выдают разное количество импульсов за один оборот коленвала.

Чтобы самостоятельно определить количество создаваемых импульсов на один оборот коленвала, нужно разделить количество полюсов на два, но можно воспользоваться таблицей представленной ниже:

Производитель/Модель Кол-во полюсов генератора Положение переключателя тахометра
EVINRUDR/JOHNSONR/OMC SEADRIVER/:
Менее 70 л.с. (2-тактные , 2 цилиндровые) 10 5P
FORCE (MARINE):
50 л.с. (до начала 1987, модели A, B) 8 4P
Все остальные модели 12 6P
HONDA
35/40/45/50 л.с. с генератором 6 3P
Прочие модели HONDA с генератором 4 2P
MERCURY/MARINER:
2-х тактные модели:
6-25 л.с. (производства США) 8 4P
30/40 л.с., серийный номер USA 0G53314 и дальше 12 6P
35/40 л.с., серийный номер USA #582399, Бельгийский серийный номер #9298955 и выше 8 4P
Все прочие 2-х тактные модели 12 6P
4-х тактные модели:
8/9.9 л.с. 6 3P
Все прочие 4-х тактные модели 12 6P
SUZUKI:
2-х тактные модели:
менее 55 л.с., (за исключением указанных ниже), 60/65 л.с. до 1985 вкл. Cabrea 50-60 л.с. 4 2P
25/30 л.с. (с 1993 года); 55/65 л.с. (с 1985 года) 6 3P
75 л.с. и выше (с 1985 и новее); Cabrea 75 л.с. и выше 12 6P
Все 4-х тактные модели Suzuki 12 6P
TOHATSU/NISSAN:
Все 2-х цилиндровые модели с генератором 4 2P
Все 3-х цилиндровые модели 6 3P
Все 4-х цилиндровые модели 12 6P
YAMAHA:
2-х тактные модели:
9.9/15 л.с. 4 2P
25-70 л.с. 6 3P
90-250 л.с. 12 6P
4-х тактные модели:
F/T 9.9 л.с., F 15 л.с. 6 3P
F/T 25 – 225 л.с. 12 6P
SELVA:
2-х тактные 9,9-100 л.с., 4-х тактные 8-15 л.с. 6
4-х тактные 25-115 л.с. 12

Дополнительно список моторов и количество катушек магнето можно посмотреть здесь – Таблица RANGE SELECTOR

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector