Ремонт резиновой лодки своими руками
Как выбрать клей для резиновой лодки?
Приобретая ценную и полезную вещь, любой ее обладатель, несомненно, желает, чтобы она служила ему как можно дольше. В частности, любители рыбалки и охоты на открытой воде, счастливые обладатели резиновых лодок, с трепетом относятся к своим плавсредствам и следят за их состоянием.
Не секрет, что резина – материал особенный, часто поддающийся повреждению. Чтобы деньги, потраченные на покупку лодки, не “вылетели в трубу”, необходим правильный уход и ремонт за личным водным транспортом.
Популярные марки клея для резиновых лодок
Самым надежным средством для ремонта лодок из каучука является, несомненно, клей. Правильный его выбор, по составу, характеристикам и назначению, гарантирует качество ремонта и срок службы лодки.
Рассмотрим наиболее популярные марки клея, положительно зарекомендовавшие себя среди владельцев плавсредств:
Клей 4508 (резиновый, на основе каучука наирита ДП)
Эта марка считается самой эффективной для ремонта всех резиновых изделий и, в частности, лодок. Обладает высокой прочностью. Отличительная особенность от прочих клеев – не требует нагрева изделия, при проведении работ. Если применять его в паре с отвердителями (“Лейконат или “Дисмодур”), износостойкость состава увеличивается в разы.
Клей полиуретановый для лодок ПВХ
Полиуретан, как вещество, обладает особыми сцепляющими качествами. К тому же он пластичен и не поддается механическим нагрузкам.
Радикал
Клей, выдерживающий низкие температуры, давление и нагрузки, адаптирован к морской воде.
Гумми
В состав этого клея входит натуральный каучук. Отличительное качество – повышенная водостойкость отремонтированного изделия.
Клей резиновый НК
Представляет собой раствор каучука и нефраса. Склеивание проводится “холодным” методом.
Клеи 88 СА, 88-НП, 88-Н
Данные марки подходят для склеивания резиновых поверхностей, но используются применительно к определенной проблеме.
Какому клею отдать предпочтение
Для устранения дефектов на поверхности корпуса резиновой лодки лучше всего использовать клей 4508. Входящие в его состав натуральный каучук и смолы, при затвердевании становятся эластичными, поэтому этот клей хорошо выдерживает нагрузки и давление, имеет высокие водостойкие показатели.
Также для ремонтных работ хорошо подойдет каучуковый клей и клеи полиуретановые.
Клеим резиновую лодку, пошаговая инструкция
Для того, чтобы начать ремонт лодки своими руками, необходимо правильно определить проблему и ее дислокацию.
Самые распространенные проблемы
- дыры;
- разрывы на поверхностях и по швам;
- повреждение уключин;
- дефекты дна;
- повреждение и деформация лент.
Если определить незначительное повреждение корпуса или дна, визуально не представляется возможным, следует поэтапно надуть ее отсеки и обработать поверхность мыльным пенящимся раствором. В месте разрыва будут образовываться пузыри, указывающие на место дислокации дефекта.
Необходимые инструменты и средства
- клей и инструкция к нему;
- бензин “Калоша” (автомобильный не подойдет, так как имеет в составе масла);
- материал для заплат;
- самоклеющаяся лента;
- наждачная бумага (мелкозернистая);
- маркер;
- кисточка;
- ножницы.
Основные “шаги” ремонта
Определение места разрыва
Значительные повреждения, такие как дыры, разрезы и разрывы, поможет выявить визуальный осмотр. Если же лодка пропускает воздух, но место дефекта не обнаружено, как было сказано выше, понадобится моющее средство, которым покрываются все камеры, поочередно. В надутом состоянии.
Обработка краев места повреждения
Выявив дефект, его размеры и местоположение, перед тем, как приступить к склеиванию, края поврежденных поверхностей обрабатываются.
Мелкозернистой шкуркой зачищается участок предполагаемой склейки. Это необходимо для того, чтобы увеличить качество сцепления материалов и клея, между собой. Зачищенный с помощью “шкурки” фрагмент обрабатывается бензином “Калоша”, для обезжиривающего эффекта.
Склеивание
Если для склеивания поверхностей, используются дополнительные компоненты, такие как отвердители или подобные вещества, клеевую массу необходимо приготовить заблаговременно.
В некоторых случаях, после нанесения клея, необходимо выдержать определенную временную экспозицию, для лучшего контакта, между собой, клеящихся фрагментов.
Инструкции по ремонту отдельных элементов
Клеим резиновую лодку по шву
Рыбаки и охотники, пользующиеся резиновыми лодками, хорошо знают, что такой элемент, как швы, первыми выходят из строя. Как это выглядит? Специальная лента, защищающая шов, со временем начинает отслаиваться, пропускает воду и может способствовать гниению шовного материала.
Ремонт лодок по шву следует проводить в сухом, проветриваемом и теплом помещении. В начале, лодку следует надуть, но не слишком сильно. Затем, определить место отслоения или повреждения. Слегка зашкурить его, обезжирить и нанести, непосредственно, сам клей.
Необходимо проследить, чтобы клеящее вещество было распределено по всему участку равномерно. Далее, поверхности прижимаются плотно друг к другу и фиксируются с помощью пальцев или пресса, несколько минут. Для полного достижения эффекта, лодку, с проклеенными швами, оставляют в надутом состоянии на время, указанное в инструкции.
Клеим транец
Транец лодки – это особый участок, выдерживающий самые высокие нагрузки, так как на него крепится мотор. Под давлением веса мотора, этот элемент часто выходит из строя и требует постоянного ремонта.
Каучуковый резиновый клей – популярный у покупателя каучуковый клей, в состав которого входят натуральный каучук, уретаны, различные специфические присадки, хорошо зарекомендовал себя, как средство для ремонта различных поверхностей и материалов, включая резину.
Благодаря повышенной вязкости и повышенной эластичности, данный клей обладает следующими положительными эффектами:
- стойкость к коррозии;
- стойкость к вибрации;
- стойкость к механическим повреждениям;
- устойчивость к абразивным материалам;
- устойчивость к деформации.
Часто задаваемые вопросы
Возможно ли применение клея “Момент” в ремонте резиновых лодок
Исходя из практики, специалисты и бывалые рыбаки, не рекомендуют использовать клей “Момент” для ремонта плавсредств. Этот клей реагирует на высокие температуры и рассыхается под воздействием солнечных лучей.
Чем отмыть старый клей от резиновой лодки
Стоит взять в расчет, что при контакте клея с резиновой поверхностью, происходит эффект вулканизации, при котором, сам клей, как бы внедряется внутрь резины. Поэтому, отдирать вручную или удалять при помощи растворителей и других агрессивных веществ, не стоит, так как это может вызвать повреждение ткани.
В заключение хотелось бы напомнить, что заклеивать поврежденную лодку в домашних условиях – это одно. Но при поломке на природе – задача не из легких. Поэтому, отправляясь на рыбалку или охоту, держите при себе набор для ремонта лодки.
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
суббота, 28 октября 2017 г.
Ремонт резиновой надувной лодки
Надувная лодка в процессе эксплуатации может получить различные повреждения: проколы, разрывы, сдиры бортов и днища. Как только вы обнаружили, что лодка неисправна (вода поступает в кокпит, борта не держат воздух), нужно немедленно добраться до берега и внимательно осмотреть ее.
Прежде всего необходимо хорошо накачать отсеки воздухом. Иногда место повреждения можно определить по шипению, с которым воздух выходит из борта. Если повреждение не удалось обнаружить, поочередно покройте с помощью губки мыльной пеной все поверхности наполненных отсеков лодки. Там, где есть утечка воздуха, мыльная пена пузырится. Поврежденное место пометьте шариковой ручкой, чтобы потом легко найти его. Осмотр лодки лучше начинать с зоны расположения клапанов. Затем, перевернув лодку кверху дном, тщательно просмотрите днище и места его соединения с бортами. Даже если место повреждения определено, не спешите заканчивать осмотр лодки: на ней могут быть сдиры, потертости, отслоение заделочных лент и резиновых деталей. Только после того, как осмотрена вся лодка, можно приступать к ремонту, выпустив из нее воздух.
Существуют два основных способа ремонта Ч холодный и горячий. Холодный ремонт может быть осуществлен в домашних и даже в походных условиях. Для работы нужны ножницы, ролик и диск для прикатки (вместо них можно использовать подходящий предмет цилиндрической формы), наждачная бумага для зачистки резинового слоя ткани, кисточка для нанесения клея, растворитель и резиновый клей, который хранится в герметически закрытой таре. Лучше использовать клей, входящий в комплект запасных частей и принадлежностей к лодке (ЗИП).
Резиновые клеи представляют собой растворы каучуков или невулканизированных резиновых смесей в органических растворителях. Вполне доступны клей резиновый (марки А и Б), 4010, 4508, 88Н, 4НБув; иногда для ремонта надувных лодок используются самовулканизирующиеся клеи холодного отвердения: СВ-1, СВ-1-5, СВ-1М, СВ-1-5М, которые получаются при смешивании клея 4508 с раствором вулканизирующего агента клея УлейконатФ или Улейконат МФ.
Перед употреблением клей размешивают и взбалтывают; если он слишком густой, его разводят растворителем. Проколы, сдиры, небольшие разрывы бортов и днища ремонтируют, накладывая на повреждение заплату (усиление) круглой или овальной формы. Усиление должно быть шире поврежденного места на 25-30 миллиметров в каждую сторону.
Если разрыв большой, то его сначала зашивают капроновыми нитками. В этом случае форма заплаты должна повторить форму разрыва; углы ее необходимо закруглить, чтобы они не отрывались при эксплуатации надувной лодки. В качестве заплаты рекомендуется использовать материал, входящий в комплект ЗИП, или идентичный тому, из которого сделана лодка. Рекомендуется брать с собой в поход несколько отшерхованных. лоскутков для заплат или кусок отшерохованной ткани, из которой на месте, можно вырезать заплату нужных размеров и формы. Отрезки ткани должны быть упакованы в полиэтиленовый пакет. Склеиваемые поверхности лодки и заплаты – надо зачистить крупнозернистой наждачной бумагой (при ее отсутствии можно шороховать верхний слой резины ножом, по очень осторожно, чтобы не проколоть прорезиненную ткань и не задеть текстильную основу).
Затем поверхности протереть растворителем (бензином или этилацетатом), который очищает их от пыли, образовавшейся при шероховке, обезжиривает и способствует набуханию резинового слоя ткани. Если нет растворителя, то промыть ткань можно чистой водой, однако прочность склеивания в этом случае меньше. Поверхности нужно хорошо просушить и нанести на них кисточкой тонкий ровный слой резинового клея.
Через 10-15 минут, когда клей перестанет прилипать (это можно проверить лезвием ножа), нанести второй слой и дать ему высохнуть настолько, чтобы при касании ножом прилипание едва ощущалось. Нельзя дышать на смазанную клеем поверхность, чтобы ускорить испарение растворителя, так как влага от дыхания ухудшает прочность склеивания.
Заплату взять за края и, не касаясь руками склеиваемых поверхностей, наложить точно на поврежденное место. После того как обе поверхности соприкоснулись, изменить положение заплаты очень трудно, снять ее можно только рывком. Когда заплата наложена, ее надо прижать рукой, разгладить от середины к краям и прикатать роликом. Если под заплатой оказался пузырь воздуха, его нужно осторожно выдавить наружу. Затем заплату следует посыпать тальком, чтобы к ней не прилипали другие куски материи.
Ремонт рекомендуется производить при температуре не ниже 15°С. Если ремонт приходится делать в походных условиях, то в хорошую погоду лодку надо поместить в тень, так как на солнце клей быстро образует пленку. В ветреную или дождливую погоду ремонтировать лучше в закрытом помещении (например, в палатке), чтобы защитить склеиваемые поверхности от попадания влаги или соринок.
Ремонт отслоившихся заделочных лент и резиновых пресс-деталей проводится также холодным способом. Для более прочного склеивания не следует наполнять лодку воздухом в течение суток после ремонта (в походных условиях Ч не менее трех часов). Если требуется заменить полотнища, отремонтировать перегородки, заделать большие разрывы нескольких отсеков, расслоение швов, необходимо отправить лодку, на завод-изготовитель или в специализированную мастерскую.
Горячий способ применяется при нарушениях (негерметичности) стыковки бортов, в местах приклейки перегородок, отслоении ленты (регулятора) бортов. Такой ремонт осуществляют также на заводе или в специализированной мастерской, где есть соответствующее оборудование и материалы.
Ремонт резиновых лодок своими руками
Самостоятельный ремонт резиновой надувной лодки начинается с тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений. Для начала нужно хорошенько накачать воздухом все отсеки и внимательно осмотреть плавсредство, прислушиваясь к вероятному шипению воздуха, выходящего из прорехи.
Никому из заядлых охотников и рыболовов не нужно объяснять, что надувная резиновая лодка — вещь замечательная и удобная. Однако, несмотря на все ее неоспоримые преимущества, «резинка» — вещь довольно непрактичная. Любая коряга, торчащая из воды, сильный перегрев на солнце — и ваша любимая «резиновая подруга» превращается из помощницы и добытчицы в нечто бесформенное и бесполезное. Именно поэтому темой сегодняшней статьи является ремонт резиновой лодки своими руками. Ведь, к сожалению, далеко не каждый начинающий рыболов знает, как сделать это правильно и без особых затрат.
Осмотр лодки
Самостоятельный ремонт резиновой надувной лодки начинается с тщательного осмотра на предмет обнаружения повреждений. Для начала нужно хорошенько накачать воздухом все отсеки и внимательно осмотреть плавсредство, прислушиваясь к вероятному шипению воздуха, выходящего из прорехи.
Если по звуку обнаружить повреждение не удалось нужно шаг за шагом покрыть лодку (всю) густой мыльной пеной: там, где есть отверстия, мыло «запузырится». Если место повреждения обнаружено, обведите его маркером или шариковой ручкой.
Ремонт резиновых лодок — дело несложное, но очень кропотливое. Даже если вам кажется, что вы нашли уже все повреждения, не спешите. Осмотрите абсолютно всю поверхность лодки — там могут быть задиры, потертости, отслоения шовных лент и другие повреждения, которые могут вот-вот вывести из строя неумело отремонтированное плавсредство. Так что если вы решили самостоятельно осуществить ремонт резиновой лодки, сшивные швы и днище тоже не должны остаться без вашего внимания. После того как вы убедились, что обнаружили все вероятные повреждения, можно «стравить» воздух и приступать к ремонту.
Что понадобится для работы
Чтобы ремонт прошел легко, а лодка служила еще долго, вам понадобятся:
- кусок заплаточного материала, аналогичный тому, из которого сделано само плавсредство;
- мелкозернистая «наждачка» для зачистки поверхностей;
- клей для ремонта резиновых лодок — 4508, 4НБув, 88НТ, СВ-1-5М, 4010 и другие;
- чистая кисточка для нанесения клея;
- растворитель для обезжиривания поверхности (спирт, ацетон, бензин «Калоша»); внимание: автомобильный бензин использовать нельзя — в нем -содержится масло;
- ножницы;
- линейка;
- капроновые нитки;
- толстая игла; карандаш, маркер или мелок;
- фен строительный или бытовой;
- валик для прокатки или любой другой округлый предмет — ложка, рукоять ножа, бутылка и т. д.
Заклеиваем проколы
Как уже было сказано, ремонт резиновых лодок начинается с тщательного осмотра и обнаружения повреждений. Если обнаружен небольшой изъян в виде прокола, то действовать нужно следующим образом:
- замеряем при помощи линейки диаметр повреждения и вырезаем латку соответствующего размера;
- обратите внимание — размер латки должен быть как минимум на 2,5–3 см больше места повреждения и иметь закругленные углы;
- прикладываем заплатку на место повреждения и обводим при помощи маркера;
- мелкой наждачкой осторожно, но тщательно зачищаем отмеченное место и саму накладку;
- тщательно убираем весь образовавшийся мусор и пыль и хорошо обезжириваем поверхность;
- склеиваем обе части.
Существует два способа склеивания — горячий и холодный, давайте рассмотрим каждый из них.
- при помощи кисти аккуратно наносим клей на заплатку и место прокола;
- под заплатку лучше всего подложить лист бумаги или картона, тогда ее края не будут закручиваться в рулон;
- ждем 15–20 минут пока клей немного подсохнет, и наносим повторный слой; снова выдерживаем положенное время, обычно 10–20 минут, и разогреваем обе поверхности до 50–60 ˚С;
- теперь соединяем разогретые поверхности между собой и сильно прижимаем их друг к другу; при помощи валика или любого округлого предмета прокатываем всю поверхность заплатки для того, чтобы устранить лишний воздух;
- зажимаем место ремонта в струбцину или придавливаем любым ровным и тяжелым предметом и оставляем для окончательного высыхания не менее чем на 24 часа.
Холодный
Этот способ почти ничем не отличается от горячего, за исключением того, что поверхности не нагреваются, а приклеиваются друг к другу холодными. Этим методом пользуются только в тех случаях, когда произвести нагревание не представляется возможным.
Зашиваем порезы
Как видите, ремонт резиновых лодок — действительно дело несложное. Однако если ваша резиновая помощница порвалась серьезно, то и сил для ее «лечения» придется приложить немного больше.
В том случае, когда порыв или разрез на лодке довольно большой, то после зашкуривания его нужно тщательно зашить. При этом нужно следить за тем, чтобы края разреза не стягивались слишком сильно.
Если же порыв имеет рваные края и зашить его не представляется возможным, то склеивание нужно проводить и с внешней, и с внутренней стороны. Как наложить внешнюю заплатку, мы уже уяснили, а вот с внутренней придется повозиться. Чтобы работать было удобнее, нужно поступить так:
- латку намазываем клеем не полностью, а только до половины — это делается для того, чтобы было удобнее вводить ее в прореху;
- аккуратно размещаем латку внутри разрыва, после чего ее нужно прижать, а место склеивания прокатать валиком;
- через некоторое время при помощи кисти промазываем вторую половину латки;
- для того чтобы края не мешали — их нужно аккуратно приподнять и придержать с помощью линейки или ножа; повторяем процедуру склеивания;
- теперь наклеиваем верхнюю латку привычным способом.
Переклеиваем уключины
Никакой ремонт резиновых лодок не может обойтись без тщательной ревизии уключин. Дело в том, что этот узел подвергается наибольшей нагрузке в процессе эксплуатации и со временем начинает понемногу отклеиваться.
Сам процесс приклеивания происходит точно так же, как у заплаток, но тут есть некоторые тонкости:
- для того чтобы легко оторвать уключину, ее нужно нагреть при помощи фена;
- приклеивать новую запчасть нужно обязательно при спущенном баллоне, иначе соединение будет неплотным и прослужит недолго.
Заменяем ленту
Для того чтобы произвести ремонт резиновой лодки по шву вам понадобится специальная лента. Переклеивать защитные ленты на баллоне тоже несложно. Делается это горячим способом для лучшего соединения поверхностей. Тут тоже есть свои маленькие хитрости:
- лента для ремонта резиновой лодки должна быть выкроена под углом 45˚ и выполнена из прорезиненной ткани;
- производить замену ленты лучше всего при наполненном баллоне — это позволит избежать деформации после высыхания, и швы у лодки не «поведет».
Ремонтируем днище
Иногда случается так, что ваша «резиновая подруга» требует серьезного, обстоятельного «лечения». Ремонт дна резиновой лодки можно отнести именно к таким работам. Разобьем этот довольно трудоемкий процесс на несколько этапов:
- Прежде всего необходимо полностью накачать баллоны и разметить маркером место наклеивания ленты и осторожно удалим ее снаружи и изнутри.
- Тем же маркером размечаем местоположение днища и аккуратно удаляем его. Чтобы процесс шел максимально эффективно, начинать нужно с носовой части, а для более легкого разделения частей можно воспользоваться феном.
- Теперь нужно осторожно зачистить и обезжирить поверхности, отмеченные маркером, подготовив их тем самым к склеиванию.
- Переворачиваем наполненные баллоны «донной стороной» вверх и начинаем приклеивать новую внутреннюю ленту. Обратите внимание, что намазывать клеем нужно только половину площади, между маркерными отметками. Поскольку лодка перевернута, то начинать нужно с нижней отметки и наносить клей полосой до середины. По привычной уже технологии клей наносится дважды с перерывом в 15–20 минут. Начинать приклеивать ленту нужно от носа лодки, и делать это только на половину ее ширины.
- Теперь начинаем прикреплять днище. Поскольку нужно склеить между собой довольно большие поверхности, можно разделить работу на несколько этапов. Сначала соединяем между собой поверхности на носу и корме лодки, а уже после переходим к бортам. Клей, как вы помните, наносится дважды, с небольшим перерывом. Тут есть и еще один небольшой нюанс — при наклеивании днища нужно внимательно следить, чтобы часть внутренней ленты, оставленная свободной, тоже приклеилась ко дну.
- Последний шаг — наклеивание защитной ленты снаружи. Тут необходимо следить за тем, чтобы границы клеевого слоя соответствовали ширине ленты.
Небольшие тонкости процесса
Как видите, ремонт резиновой лодки своими руками — не такое уж и непосильное занятие, тем не менее и тут есть некоторые нюансы, о которых стоит помнить:
- работы нужно проводить при хорошей вентиляции, но не стоит делать этого на улице — там на место склеивания все время будет попадать пыль и грязь, качество ремонта в этом случае будет не слишком хорошим;
- не стоит начинать ремонт, когда влажность воздуха превышает 60%, а температура 25 ˚С; если температура опустилась ниже 15 ˚С — нужно дополнительно обогреть помещение;
- если ремонт приходится проводить в полевых условиях, перенесите лодку в тень, а лучше соорудите из палатки что-то типа «операционной», — это поможет уберечь место повреждения от грязи и пыли.