Ragefish.ru

Установка датчика эхолота на алюминиевую лодку

Ловись рыбка, или установка на лодку эхолота-картплоттера

Покупая дорогую рыбопоисковую технику (а стоимость отдельных моделей доходит до нескольких сотен тысяч рублей), каждый хочет, чтобы она работала исправно, задействовала все заявленные функции и не выходила из строя из-за непрофессионального монтажа. Небрежная установка эхолота на лодку приведет к передаче на дисплей недостоверной информации о наличии живности и глубине под килем. Положившись на неверно настроенный прибор, можно и рыбку не съесть и на мель сесть. И если в обычных условиях рыболов рискует лишь испорченным отдыхом, то для участников спортивных состязаний безошибочность картплоттера критически важна.

Принцип действия рыбопоискового оборудования мало изменился за последние полвека. Как и старый-добрый Lowrance Fish Lo-k-Tor, современные средства по-прежнему используют сигнал, отражающийся от дна и различных объектов на пути к нему. Однако степень удобства и точность сканирования не идут ни в какое сравнение. Для увеличения диапазона и улучшения обнаружения рыбных косяков сегодня применяется ультразвук с автоматической частотной модуляцией и специальными фильтрами, что исключает утомительные регулировки излучателя и пропадания сигнала (разумеется, при квалифицированной установке).

Модели эхолотов отличаются количеством и частотой лучей, мощностью и формой сигнала, а также наличием тех или иных ноу-хау в зависимости от бренда. Простой эхолот, как минимум, поможет засечь места обитания рыб. Продвинутая модель покажет реальную картину дна да еще и отрисует в трехмерном режиме отдельных особей.

Впрочем, узкоспециализированные эхолоты и гидролокаторы постепенно вытесняются многофункциональными картплоттерами, в которые уже встроены возможности не только упомянутых приборов, но и многие другие прелести наподобие GPS-навигации, Wi-Fi, радио и т.д. Кроме того, при поддержке соответствующих интерфейсов картплоттер способен отображать информацию, поступающую от широкого спектра лодочного оборудования, начиная, собственно, с эхолотного датчика и заканчивая маршевым двигателем.

Выбор картплоттера – отдельная задача, решение которой целиком и полностью зависит от владельца лодки. Одни останавливаются на небольшом устройстве с ограниченной функциональностью, другие берут девайс с 12-дюймовым цветным экраном, детальной прорисовкой подводных объектов, подробнейшими картами и массой входов для подключения разнообразного оборудования. На некоторых лодках красуются сразу два прибора – картплоттер и отдельный эхолот. Правда, чаще всего это вынужденная мера из-за несовместимости интерфейсов.

Основное предназначение картплоттеров – отображение положения судна на карте, запоминание пройденного пути и хранение контрольных точек. Однако по шине NMEA на его дисплей дополнительно выводится огромный объем любой другой информации – навигационной, картографической, технической и даже развлекательной:

текущая глубина, мели, фарватеры, буи, вехи, навигационные опасности, приливы и отливы;

наличие косяков рыб и отдельных подводных объектов;

температура воды и скорость течения;

компас и GPS-данные (названия географических объектов, инфраструктура портов и прибрежных населенных пунктов);

управление аудиоплеерами, специальными влагозащищенными акустическими системами или радио;

показатели двигателя, включая количество оборотов (тахометр), скорость, расход топлива, температуру, давление топлива, давление масла и т. д.;

контроль и управление носовым электромотором;

напряжение на генераторе.

Список можно продолжить, но в любом случае вопрос корректной установки оборудования останется открытым.

Для интеграции всех датчиков с последующим их подключением к картплоттеру сегодня широко применяется последняя версия стандарта связи морского оборудования – NMEA 2000. Собранная на его основе сеть обычно питается от аккумулятора с напряжением 12В, а все ее компоненты соединяются посредством Т-образных коннекторов в линию, причем оба конца обязательно закрываются терминаторами с сопротивлением 120 Ом. Для вывода на экран данных о двигателе (в зависимости от марки и модели) могут понадобиться промежуточные шлюзы и распределительные коробки.

Оснащение лодки именно эхолотными и рыбопоисковыми функциями сводится к правильному монтажу излучателя, от которого, собственно, и будет транслироваться сигнал на экран картплоттера. В подавляющем большинстве случаев проблемы в работе эхолота связаны с небрежной установкой. Для корректного прохождения сигнала под водой важно учитывать два фактора – угол наклона датчика и кавитацию.

Бывалые водомоторники знают, что такое кавитация (пузырьки воздуха в потоке жидкости), и принимают ее во внимание, например, при установке мотора на лодку [ссылка на статью]. Приходится считаться с ней и при настройке ультразвукового датчика, который почти всегда крепится на транце, как и двигатель. Экспериментальным путем важно подобрать правильную высоту, чтобы сигнал не рассеивался при прохождении через образующийся вдоль днища воздух. Иначе эхолот собьется и «ослепнет».

Очевидное решение – опустить излучатель пониже – довольно спорно, поскольку в результате начнет увеличиваться сопротивление воды. К тому же многочисленные варианты моторов, материалов лодки и форм днища образуют разную кавитацию, и только специалист, имевший дело с сотнями всевозможных комбинаций, готов сразу указать точное место установки датчика эхолота на лодке.

Отметим, что на пластиковых лодках излучатель можно положить прямо внутрь. При этом предварительно срезается небольшой участок блоков плавучести, после чего модуль клеится к днищу, а оставшееся пространство вокруг него заливается эпоксидной смолой. Подобный подход снимает массу технических вопросов, связанных с выбором глубины крепления и кавитационным эффектом.

Однако от корректировки угла наклона датчика никуда не деться при любом способе монтажа. В идеале излучатель эхолота, понятно, должен находиться строго параллельно поверхности воды, чтобы сигнал отражался от дна водоема с максимальной точностью и без сбоев при приеме-передаче. Естественно, при движении на разных скоростях и в различных условиях лодка ведет себя не всегда одинаково – она может задирать нос или крениться на один из бортов. Таким образом, важно подобрать некий усредненный угол между наклоном судна на тихом ходу и на глиссе и закрепить датчик в положении, рассчитанном опять же опытным путем.

Читать еще:  Рейтинг эхолотов

Стоит упомянуть еще одну альтернативу, частично снимающую проблему установки эхолота на лодку, – встроенный сонар электрического мотора (если, конечно, таковой имеется в техническом оснащении конкретного судна). Но и в данной ситуации потребуется вмешательство специалиста, с тем чтобы, во-первых, грамотно установить сам электродвигатель, а во-вторых, правильно и аккуратно подключить его к картплоттеру, активировав рыбопоисковую функцию.

Многие клиенты уже убедились в профессионализме Прокатись.ру, авторизованного и сертифицированного дилера таких компаний, как HONDA, SUZUKI, MERCURY, YAMAHA и др. Наши сотрудники точно знают, как довести до ума любую лодку и сделать из нее модель вашей мечты. Причем в кратчайшие сроки, за вполне адекватную стоимость и, что наиболее ценно, с соблюдением всех предписаний производителей и культуры монтажа.

Сервисный центр Прокатись.ру ждет ваших заявок. У нас еще много интересных идей!

Электрика в лодке и крепление эхолота

  • Автор:

Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.

Походное положение, все в сборе.

Изначально еще на старой лодке без мотора, наверное как и большинство я использовал инструментальный ящик в котором ездил и сам эхолот и его датчик с аккумулятором. В походном положении эхолот изымался из ящика и барашками крепился к его крышке. Все это меня вполне устраивало со старым Garmin 551dv, который занимал мало места и мог целый день отработать от 12В аккумулятора емкостью 9А/ч. Первые выезды на новой лодке с 9 дюймовым эхолотом и датчиком размером со средний термос, да еще и под мотором, да еще и по волне показали: во-первых — все это добро в старый ящик не лезет, во-вторых — параллельной спарки двух 9А/ч аккумуляторов не хватает даже на 4 часа работы, в-третьих — на хорошей волне все это летает по всей лодке, да и вобще с учетом веса головы эхолота выглядит хлипко.

Прикинув новое решение с ящиком для перевозки и одновременном хранении батареи, от ящика решено было отказаться. Необходимые размеры ящика были 57x50x30см, а такой гроб перед носом в лодке мне точно не нужен Задача автоматом разделилась на две части: перевозка, и походный режим.

Кейс для перевозки

С перевозкой все достаточно просто, алюминиевый кейс, коих полно в строительных гипермаркетах справился с этой задачей на 5. В него идеально влезает голова, датчик, струбцина и все необходимые провода.

Вот такой вот набор прижился в чемодане

Теперь подберемся к походному режиму. Ликтросов в моей лодке нет, банки надувные (под них ничего не спрятать и к ним ничего не пришурупить), да и я ярый не любитель комодов и других славянских шкафов из фанеры с соответствующим весом. Взвесив все за и против, решил что лучшим местом для головы эхолота будет именно надувная банка перед шкиперским местом, сажать я на нее перед собой никого не буду в любом случае, чтоб обзор не загораживал, а так и эхолот перед глазами и в случае чего веслами не помешает воспользоваться. Фабричные крепления вроде Баджеровского юнимаунта вполне хороши, но вкручивание болтов, и чего уж там их цена (3000 рублей за три резиновых пятака и банку клея) свели на нет их применимость. Но сама идея достойна внимания.

Рым леерный малый.

Знакомьтесь — рым леерный малый тип В, и всего 30р за штуку. Мне понадобилось три. Два на верхнюю плоскость банки, на них приходится весь вес головы и основная нагрузка, и один под 90 градусов перпендикулярно, на боковой плоскости банки, для избежания трения крепления об банку и чтоб вся конструкция в сборе не тряслась на волне. Кроме того ничего не надо клеить на саму лодку, только на банку, а раз банка съемная, то в случае чего ее можно перевернуть рымами вниз и получим таки чистое сидячее место (ну вдруг эхолот не нужен будет).

Оставим пока крепление и перейдем к подготовительному этапу — электрике. Скорость пожирания заряда аккумулятора эхолотом не оставляет выбора — в лодке должна быть зарядка батареи от движка. Да и поскольку лодка с НДНД а значит пользоваться насосом-лягушкой в ней тот еще геморрой, необходимость полноценных 12В на борту еще острее.

Сердце лодки — пламенный мотор

Что хорошо, так это то, что инженеры Ямахи предусмотрели на своих 15шках генератор 6А 80Вт переменного тока, и даже вывели штатный разъем с этим добром. А вто что плохо, так это то, что штатный выпрямитель-регулятор на высоких оборотах выдает не 12-14В а все 40 а то и больше. Пришлось менять.

С этого гнезда скоро получим свои 12В.

Ключ на 6, отвертка, пассатижи и 10 минут времени и я счастливый обладатель 12-14В в зависимости от оборотов на штатном разъеме мотора. Заручившись помощью наших трудолюбивых желтых друзей с алиэкспресс, и «немного» подождав, получаю ящик, провода, блок предохранителей, сами предохранители, влагозащищенные разъемы, и всякие ништяки в виде влагозащищенных вольтметра, кнопок и гнезд USB приступаю к завершающему этапу — сборке всего и вся. Для начала дом для аккумулятора.

Читать еще:  Крепление эхолота

Тут живет батарейка.

Шланг справа подключается к разъему на моторе, все соединения герметичные. Зеленая круглая кнопка, включает/отключает зарядку от мотора. Провод слева идет к держателю головы эхолота и блоку розеток, в случае необходимости к нему же может быть подключен электронасос браво, оснащенный таким же разъемом. Сам аккумуляторный ящик крепится за шкиперской банкой рядом с транцем ремнем через рым кольца на дне и баллоне, так же и там же но с другой стороны крепится бензобак на 24л. В итоге на волне ничего не скачет и под ногами ничего не мешает.

Блок розеток, он же крепеж головы эхолота, он же столик, традиционно собран из говна и палок, а именно какого-то пластикового короба, пластиковой разделочной доски, пары металлических уголков и кучи шурупов винтиков гаек и шайбочек Вес этой конструкции без головы эхолота получился грамм 250-300.

На морде имеем вольтметр, кнопку включения/отключения блока, и 4 влагозащитных USB гнезда для зарядки телефонов, фотиков и т. п.
Подаем питание от аккумуляторного бокса на приемный разъем с правой стороны и видим что у нас с напряжением.

Врубаем блок розеток.

Вид справа и тот самый приемный разъем для подключения к аккумуляторному боксу.

А вот на виде снизу, наглядно виден принцип крепления всего этого дела к банке, который прост как три копейки. Лыжи-уголки могут находиться в двух положениях: максимально раздвинуты и максимально сомкнуты. Разводим уголки, ставим конструкцию на банку, попадаем зафиксированными шурупами в отверстия в рымах и смыкаем уголки. Все, осталось вставить штангу в нижний рым и зафиксировать барашком.

Вид снизу. Лыжи-уголки разведены.

Вид снизу. Лыжи сомкнуты. Если бы меж ними были рымы, то шурупы параллельные плоскости столика, плотно вошли бы в отверстия рымов.

Для переноски штанга для фиксации в третьем рыме складывается, чтоб не мешалась

Дальше все совсем просто, шурупы которые крепят лыжи, и благодаря которым эти лыжи сдвигаются/раздвигаются с другой стороны столика зафиксированы самоконтрящимися гайками и «обарашены» для крепления головы эхолота

Сажаем голову на барашки. Четыре штуки за глаза.

Подключаем питание эхолота на одно из гнезд левой стороны блока-крепления.

Ну вот и готово. Походное в лодке можно увидеть на главной фотографии.

Осталось найти какой-нибудь прорезиненный или шероховатый материал и обклеить поверхность столика, чтоб не скользил. Внутри короба с разъемами стоит блок предохранителей, для каждой розетки и разъема. Короб герметичный, присобачен к «столешнице» через резиновый уплотнитель, прямо вот под воду макать наверное не стоит но и брызг не боится. В завершении еще несколько ракурсов.

Крепление комплектной станины эхолота барашками.

Вид сзади. Ручка доски — хороший органайзер для кабелей.

В машине эта штуковина ездит в одной сумке с лодочным насосом и аптечкой-зипом для мотора. В походном состоянии под установленный блок розеток встает большая раполовская сумка с приманками. На этом история с электрикой и креплением головы структурника пока закончена, все вполне функционально и устраивает. А вот изыскания по установке датчика продолжаются, струбцина даже как временный вариант доставляет массу неудобств и точно не приживется надолго, будем думать.

Правильное крепление датчика эхолота на транце

Благодаря стремительному развитию микроэлектроники и постоянному совершенствованию технологий эхолоты перешли из разряда элитных устройств в разряд доступных для подавляющего большинства рыбаков даже с небольшим уровнем доходов.

Одной из важнейших функций эхолота, кроме прорисовки контура и рельефа дна водоема и предоставления сведений о наличии рыбы, необходимо назвать возможность определения глубины в определенный момент времени. Это особенно актуально при рыбной ловле на мелких водоемах с мутной водой. Для корректной работы датчика эхолота необходимо знать нюансы его установки.

После приобретения такого важного при ловле рыбы с лодки устройства, как эхолот, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой закрепления его на транец собственной лодки.

В инструкции, прилагающейся к эхолоту, предусматривается постоянное крепление датчика эхолота на транец, что не может в полной мере удовлетворять многих рыболовов, особенно обладающих несколькими лодками. Тем не менее многим рыбакам известно, насколько важно точное крепление датчика эхолота на транец для обеспечения максимальной точности его работы. И в то же время постоянное крепление эхолота очень неудобно для владельцев надувных лодок ПВХ.

В таком случае незаменимым можно назвать установка съемного кронштейна-держателя на специальной струбцине, обеспечивающего сборно-разборное крепление датчика на транец.

Нюансы установки

Оптимальным местом для крепления датчика эхолота является транец лодки. При этом необходимо знать, что во время движения лодки образуется завихрение воды. Такое явление само по себе не представляет никакой серьезной опасности, но возникающие в этот момент пузырьки воздуха способны привести к таким неприятным последствиям, как:

  • К некорректной работе датчика эхолота;
  • К образованию помех;
  • К отображению нечеткой картинки на экране эхолота.

Для того чтобы избежать появления таких помех необходимо предусмотреть регулируемое крепление для эхолота, позволяющее поднимать или опускать датчик устройства при необходимости. Возможность осуществления такого рода регулировки позволит опытным путем определить необходимую глубину погружения устройства относительно поверхности воды.

Варианты установки

Установку датчика эхолота на транец можно осуществить двумя способами:

  • Приобрести крепление заводского производства;
  • Сделать штангу крепления датчика своими руками из алюминиевой либо пластмассовой трубки.
Читать еще:  Крепление датчика эхолота на транец

Самым простым способ установки датчика является покупка уже готового держателя из нержавеющих материалов. Датчик устанавливается на транец лодки посредством особого рода струбцины.

Бюджетным вариантом следует считать изготовления держателя своими руками из подручных материалов, что не только позволит сэкономить некоторую сумму денег, но и получить удовольствие от созидательного труда.

Заводское крепление

Заводское крепление датчика эхолота имеет свои неоспоримые преимущества:

  • Отсутствует необходимость в сверлении отверстий для крепежных деталей;
  • Возможность быстрой установки и демонтажа;
  • Удобная регулировка положения эхолота по высоте.

Единственным недостатком такого держателя следует признать достаточно высокую стоимость.

Держатель-кронштейн производится из нержавеющей стали с особой обработкой, препятствующей возникновению царапин и механических повреждений.

Держатель с закрепленным на нем датчиком эхолота крепится на транец надувной лодки посредством струбцины.

В большинстве продающихся моделей реализована возможность поворота крепления датчика эхолота на требующийся угол согласно нескольким фиксированным положениям, а также возможность регулировки положения датчика по высоте. В комплект также входит два вида соединений, обеспечивающих крепление различных типов эхолотов на транец.

Струбцина оснащена подложкой из резины, которая обеспечивает надежное сцепление с транцем лодки и предотвращает возможное прокручивание прижимного элемента.

Изготовление держателя своими руками

Для изготовления крепления для эхолота своими руками необходимо найти пластмассовую трубку, которая имеется в многолитровых бутылках с питьевой водой. Край трубки нужно нагреть до пластичного состояния и придать ему плоскую форму.

Плоская часть трубки размечается под отверстия для установки датчика. Такой материал, как пластик, удобен тем, что в разогретом состоянии может гнуться под любым нужным углом. Это значительно упрощает приведение материала под конфигурацию крепления.

Провода датчика необходимо пустить внутри трубы, для чего потребуется устройство разъема. Для более эстетичного вида всей конструкции провода также можно закрепить специальными прищепками-клипсами.

Кронштейн лучше всего сделать из металлической трубы, желательно с толстыми стенками. Диаметр внутри трубы должен быть немного большим, чем внешней трубки из пластика, которая должна без проблем перемещаться внутри трубы металлической.

В трубке из металла необходимо просверлить отверстие и нарезать в нем резьбу, на которую накручивается винт с барашком, устанавливающий стойку в нужном положении по высоте.

Установка держателя на лодку

Перед тем как установить эхолот, необходимо подобрать подходящее для его крепления место. Выбор места следует осуществлять с учетом того, что в креплениях заводского производства в качестве комплектующего может входить кронштейн, а также необходимо принять во внимание конструкцию и форму надувной лодки. Датчик эхолота должен быть обязательно полностью погружен в воду находясь на плоскости, параллельной поверхности воды. Если датчик расположит под каким-либо углом, то показания эхолота могут быть некорректными.

Также при установке датчика следует опираться на тот факт, что при движении лодки происходит подсос воздуха под ее дно. Образовавшиеся пузырьки воздуха при попадании на излучатель устройства могут создавать значительные помехи при считывании прибором поверхности дна и выводить на экран эхолота неверные данные. Потому для установки датчика следует выбирать такое место, в котором влияние пузырьков воздуха на снятие показаний будет минимальным.

В катерах и небольших по размерам лодках датчик, как правило, удобнее всего установить за кормой. Кронштейн для крепления эхолота заводского производства при таком расположении очень неудобен и столкновение с каким-либо препятствием по причине своей излишней прочности может привести к потере транца. В таком случае лучше заменить заводской кронштейн самодельным, сделанным своими руками из алюминиевой и пластмассовой трубок. Нелишним будет предусмотреть и возможность отбрасывания крепления при случайном столкновении с каким-либо препятствием.

Для того чтобы навсегда забыть о проблеме крепления датчика эхолота, необходимо рассмотреть возможность вклеивания его внутрь лодки, в ее корпус. Такой вариант крепления возможен для лодок, сделанных из следующих материалов:

Для вклейки необходимо подобрать тот участок днища, который обычно расположен рядом с килем, и обеспечивающим параллельное расположение датчика относительно водной глади. Для установки следует аккуратно снять все требующиеся слои внутри конструкции корпуса, оставив при этом только внешнюю оболочку.

Датчик вклеивается при помощи эпоксидной смолы, надежно прижимается к наружному слою корпуса лодки. После того как смола схватилась, необходимо заполнить ею все оставшееся вокруг датчика пространство. Внешняя оболочка лодки по причине своей малой толщины не будет создавать помех при работе эхолота.

При закреплении эхолота на резиновой лодке прочность не так уж и важна, потому кронштейн можно крепить даже к липучке. Но лучше все-таки выбрать место для установки устройства на более надежном основании, к примеру, на сиденье лодки. Для этого необходима трубка из алюминия диаметром 15-20 мм, у которой один конец сплющивается и в нем просверливается отверстие, предназначенное для крепления. Этот конец следует загнуть под прямым углом на расстоянии в 30-50 мм от края трубки. С помощью этого конца трубка закрепляется на сиденье, в котором также просверливается отверстие.

Вся трубка аккуратно сгибается таким образом, чтобы она обогнула баллон лодки и вертикально входила вниз. На высоте примерно в 10 см от уровня воды трубку необходимо обрезать. Конец сплющивается и в нем просверливается отверстие. Через получившееся отверстие посредством винтового зажима закрепляется пластина с датчиком эхолота через специальную резиновую прокладку. Таким образом, при подплытии к берегу или иному препятствию, датчик можно спокойно поднять.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector